Многие историки считают, что Первая мировая война запрограммировала Вторую мировую, разразившуюся через 21 год после окончания Первой. Запрограммировала тем, что многие из проблем Европы не были решены, а иные попытки решения этих проблем вызвали новые противоречия.
Четыре империи, которые начинали войну, в ходе этой войны пали. Когда победители в Версале в 1919 году определяли карту послевоенной Европы, никто, конечно, не думал эти империи восстанавливать. Наоборот, усиленно продвигался принцип самоопределения наций. Все нации, входившие в состав Австро-Венгрии, Турции и России, заявившие о желании образовать самостоятельное государство, должны были получить такое государство. Из-за этого на карте Европы произошли существенные изменения.
Появились отдельно Австрия и отдельно Венгрия, возникли Чехословакия, прибалтийские республики и неожиданно большая Польша. Помните стихотворение
На польский —
глядят,
как в афишу коза.
На польский —
выпяливают глаза
в тугой
полицейской слоновости —
откуда, мол,
и что это за
географические новости?
Кроме большой территории, Польша получила выход к Балтийскому морю. Для этого ей прирезали земли, отнятые у Восточной Пруссии и у германской земли Померания. Этот своеобразный коридор в Польше назвали Поморским воеводством, а на узкой полоске балтийского побережья длиной в 71 километр начали строить в противовес немецкому Данцигу польский порт Гдыня.
Старинный немецкий город-порт Данциг державы-победительницы решили Германии не возвращать. Это была одна из мер, которыми, считалось, следовало унизить и ослабить побежденную Германию. Но и в Польшу включать этот практически немецкий город победители не желали. Выход был найден в оживлении средневекового понятия «вольный город». В средневековой Германии так назывались города, подвластные императору Священной Римской империи, но дани ему не платившие. Однако в случае войн или крестовых походов вольные города собирали свое войско и выступали на битву на стороне императора. Статус, немного похожий на статус казаков в Российской империи.
Это тоже была «географическая новость». В те годы в Европе существовали еще два вольных города, но заводить другие не планировалось. Ах нет, в городе Черноморске, придуманном И. Ильфом и Е. Петровым, сидели старички-«пикейные жилеты», любившие потолковать о тогдашней мировой политике. Старички эти свято верили, что еще немного — и их родной город тоже объявят вольным городом. Вот тогда-то вернется золотой век, о котором они прекрасно помнили, и который — что не удивительно — приходился на годы их юности.
Предполагалось, что новоиспеченный вольный город Данциг будет самостоятельным городом-государством под эгидой Лиги Наций. Исполнительную власть в этом городе-государстве будет осуществлять сенат, а законодательную — народное собрание. Горожане Данцига не имели ни немецкого, ни польского гражданства. У них были паспорта вольного города. Территория Данцига была объявлена демилитаризированной. Никаких солдат, только полиция. В городе даже ходила своя валюта, данцигский гульден.
Европейская история сложилась так интересно, что до нашего дня дожили так называемые карликовые государства. Воинственные соседи по тем или иным причинам их не поглотили. А в наши дни они с гордостью хранят собственную особость. Скажи, например, гражданам Сан-Марино, которые и говорят по-итальянски, и исповедуют католическую религию, и работают в соседних итальянских городах, что они итальянцы, и они с жаром возразят: «Нет, мы санмаринцы!» Самое смешное, что гражданство в этих миниатюрных государствах получить очень нелегко.
Жители же вольного города Данцига совсем не желали таких вольностей. Большинство из них считали себя немцами, говорили по-немецки и жить хотели в Германии. Однако для получения немецкого гражданства следовало покинуть город. Вот и приходилось мириться с польским окружением.
По решению Лиги Наций все внешние сношения вольный город должен был осуществлять через Польшу и при посредстве Польши. Еще с довоенных времен в Данциг была проложена железная дорога, которую теперь контролировала Польша. В 1921 году в городе открыли Польскую Почту с тремя отделениями: почтамт в центре города, сортировочный узел на железнодорожном вокзале и почтовое отделение в порту. Польская почта контролировала городской телеграф и телефонную станцию.
Порт подчинялся городскому сенату Данцига, но на таможне там работали польские служащие. В 1924 году на полуострове Вестерплатте, на противоположном от порта берегу реки Мертвая Висла, впадавшей здесь в Данцигский залив, был построен польский транзитный военный склад. Склад построили для того, чтобы грузы, предназначенные для польской армии, не следовали через демилитаризованный Данцигский порт. Формально это была не польская территория, на которой, однако, находился польский гарнизон.