День клонится к вечеру. Под двусветным окном, через которое в комнату вливается яркое солнце, сидит миловидная женщина лет двадцати пяти. Из-под чепчика на плечи спадают слегка вьющиеся темные волосы. На ее шее — ожерелье из крупных предметов.
Женщина чистит яблоки. У нее на коленях — полное плетеное блюдо. На низенькой подставочке перед ней — блюдо поменьше, она складывает туда очищенные яблоки. Почистить она успела немного — видно только два. Третье у нее в руках, она только что сняла шкурку. Стоящая рядом девочка забирает у мамы ленточку кожуры.
Девочка в чем-то сомневается, в ее взгляде, устремленном на мать, читается вопрос. Может быть, ей хочется сделать, как мама, и она просит об этом? Может ли мама дать ей нож, чтобы она сама почистила яблоко? Вероятно, мама отвечает ей, что она еще слишком мала, чтобы ей можно было работать ножом, что надо еще подрасти (на девочке платье с поводками, на вид ей не больше 4−5 лет). А может быть, дитя просто хочет съесть кожуру?
Слева от них — камин. По торфяным брикетам бежит огонь, над которым висит немаленький котел, закрытый крышкой. Наверное, чистка яблок как-то связана с этим котлом. Что они будут варить — компот или варенье? Скорее, варенье — яблок достаточно.
Камин богато отделан: стенки выложены дельфтской плиткой, пилястры камина — изразцами с рельефами, золотого цвета. Сюжеты не очень просматриваются ни на плитках, ни на изразцах, но можно четко различить путти с каким-то подобием виноградной кисти на изразцах и что-то похожее на детские игры на плитках. Над камином — ламбрекен по периметру.
В простенке между камином и окном висит маленькое зеркало в черной раме. Даже такое маленькое зеркало стоило больших денег в те времена. Видимо, поэтому оно висит настолько высоко, чтобы его нельзя было случайно задеть и уронить.
Есть еще свидетель состоятельности хозяйки — мозаичный пол, в мозаике чередуются охряные и белые плитки.*
На картине де Хоха миловидная женщина вместе с дочкой чистят яблоки…
* Как пишут историки искусства, Питер де Хох (как, впрочем, и его собратья по цеху) с какого-то момента своей жизни начал приукрашивать полотна, рисовать то, что хотелось бы потенциальному покупателю, а не то, что было на самом деле. В этой картине есть какой-то диссонанс: занятие обыденное, а одежда — чуть ли не парадная. Отсюда вопрос (на который нет ответа): это чей-то портрет, заказ или придумано абсолютно все?
Вряд ли девочка и женщина придуманы, скорее всего, они где-то существовали, их Питер не просто видел, он их наблюдал, а обстановка и одежда — это на богатого покупателя.
Что касается обстановки, то известен факт, когда купец, заказавший свой портрет, очень хотел, чтобы художник написал его на фоне персидского ковра. И этот ковер купец взял в аренду!
Может быть, заказчик попросил изобразить его жену и ребенка в зажиточном интерьере, что и сделал художник.