С жильём на новом месте морякам поначалу, как обычно, «пришлось туго». Но по прошествии 11 лет о жилищной проблеме вроде как «забыли». Кто уплотнился, кто квартирку в новостройке отхватил, кто в другое место перевелся, а кто и на дембель отчалил. Впрочем, старожилы экипажа переезд с Черного моря на ТОФ нет-нет, да вспоминали. И командиры помнили, и замполиты, и особисты — военные контрразведчики — «по долгу службы» не забывали.
Людей можно прижать — куда им деваться, все выполнят «через не могу». С железом сложнее, оно приказов не слушается, обещания в зачет не принимает, «вынь да полож» — только так и работает. Подошло время «Минску» в обратный путь топать вокруг Африки, в родной Николаев, на заводской капремонт.
Что за ремонт? Не просто красочку по металлу размазать. Корабль надо поставить в сухой док, ободрать весь сверху донизу, заменить все, что меняется, пластик и дерево, гайки и болты, вооружение и оборудование.
Работы — новый авианосец построить, пожалуй, проще. Сколько времени уйдет? Толком никто сказать не может. Несколько лет, может, и больше чем на строительство. Как же семьи? Перспективы самые невеселые: снова Николаев, временные чужие углы, неустроенность и плотный туман в направлении будущего.
Задумался экипаж… Не было никаких заговоров и организованных группировок с преступными замыслами, уж рьяные особисты явную крамолу быстро бы вычислили, но крейсер «Минск» в ремонт так и не попал.
Его пытались выгнать из Владивостока целый год. И как назло, всегда в самый последний момент выяснялось, что чего-то не запасли, кого-то не хватает или какой-либо ответственный механизм напрочь отказывается выполнять свои функции.
Вышестоящие командиры всех рангов грозно топали ногами, стучали кулаком по столу и орали на подчиненных благим матом, обещая загнать в такие места, где съемный угол в Николаеве будет вспоминаться как государственная награда. Замполиты по кубрикам и ленкомнатам собирали личный состав, проводили патриотические беседы, настраивая на очередное героическое выполнение ответственного задания, сулили славу, почет, ордена и прочие награды без счету. Особисты выслушивали доклады «стукачей», брали на карандаш все, что только можно было взять, намекали в «дружеских» разговорах офицерам и мичманам на нехорошие условия содержания в местах заключения и клятвенно заверяли партийно-государственное руководство, что «эту гниль» они на чистую океанскую воду выведут.
Наверняка бы выявили и вывели, если не гниль, то крайних. И крейсер, несмотря на ветхое техническое состояние, наверняка бы до Николаева дошел, а по окончании ремонта еще много лет бороздил моря и океаны. Но… Перестройка закончилась развалом Союза, Николаев оказался «иностранным» городом, деньги, выделенные на ремонт, «испарились» чёрт его знает куда, да и сам ремонт перестал интересовать морское начальство. Гордость советского ВМФ поначалу поставили на прикол, потом разоружили и продали на металлолом.
Спасибо братьям-китайцам. Выкупили бывшую нашу гордость, подмазали, музей-развлекательный центр «Shenzhen Minsk World» в ней устроили. Если бы не они, так распилили бы то, чем гордились, да в переплавку. А так — хоть российским туристам показывают то, что сами россияне опрометчиво в металлолом списали.
Можете и вы туда съездить. Походите по стальным палубам, послушайте рассказы экскурсоводов, поешьте деликатесов китайской кухни, да призадумайтесь между делом, как французский вертолетоносец Мистраль хранить будем? Если заимеем, конечно…