Важный нюанс: читателя об этом не предупреждают. Более того: едва научившись читать, а впоследствии став знатным книгочеем, иной человек чаще всего предполагает, что все писатели стараются быть понятными, что чтение — это просто, это там не математика какая-нибудь.
Ближе к делу. Речь в этой статье пойдет об одном эпизоде в пьесе Эдварда Радзинского «Продолжение Дон Жуана» (на самом деле у пьесы несколько названий, ну и бог с ними со всеми). Пьеса написана в 1970-е годы ушедшего столетия, ставилась у нас и по всему миру. В нескольких словах, речь в ней идет об очередном возвращении на свет божий Дон Жуана и всех остальных участников известной ситуации (Радзинский сторонник идеи, что всё в истории повторяется в строго заданной структуре и развивается по одному и тому же сценарию).
Я же познакомилась с этой пьесой, когда заканчивала филфак МГУ и писала диплом на тему «Театр Эдварда Радзинского». Защитилась на «отлично», хотя среди прочего отстаивала я собственное предположение, что фрагмент пьесы, который вы увидите ниже, представляет собой не что иное, как криптограмму. Предлагаю вам ее расшифровать.
(Для тех, кто не читал пьесу: Дон Жуан, восстав из мертвых, вновь встречает своего вечного слугу (Лепорелло), Командора (ныне — Иван Иванович) и Анну. С помощью телепатии он посылает в дом Анны 160 роз. Посылает и — «с выражением горя и добра на лице» впадает в «страшную задумчивость». Далее следует диалог Лепорелло с Командором о том, откуда взялись эти розы.)
Черным выделены ключевые слова, на которые следует обратить внимание для разгадки криптограммы. И еще одна подсказка: вам понадобится томик с пьесами Шекспира.
***
Л е п о р е л л о. Беспокоитесь? Еще бы! Такая раскрасавица!.. Но, Иван Иваныч, хочу обратить внимание — там их двадцать связок. Я подсчитал — по восемь штук в связке. Значит — сто шестьдесят роз… Так что и не беспокойтесь — ухажер больше трех розочек…
К о м, а н д о р (щедро). Ну, шести!
Л е п о р е л л о. И то… если грузин! Нет, это не ухажер. А может, это организация?!
К о м, а н д о р (только рукой махнул). Ну откуда они взялись? Не в милицию же звонить?!
Л е п о р е л л о. Ни за что! Зачем грубая сила, когда у нас есть разум. Значит, факт налицо: сто шестьдесят штук. Ишь, как пахнут! (Заговорщически.) Короче,
К о м, а н д о р. Не понял.
Л е п о р е л л о. Еще бы! Такой плохонький был, бабы его не любили, ну ни в какую не любили! Хозяин у него одну, ну, в час отбил!..
К о м, а н д о р. У кого?
Л е п о р е л л о. У Шекспира. А гляди, кем он оказался… Но мы отвлеклись… Значит, у Вильяма Шекспира есть такая фраза. (Визгливо.) Пошла фраза: «Есть многое на свете, друг Горацио, чего не снилось нашим мудрецам». Мысль понятна?
***
Слышу, слышу голоса иных читателей: «Некогда нам тут загадки разгадывать! И томика Шекспира-то у нас нет, и времени для чтения тоже не предвидится. Подавай сюда, Галина, разгадку, да поскорее!»
Разгадка. Ключевые слова: «Шекспир», «Горацио» — следовательно, ответ будем искать в трагедии «Гамлет».
Вслед за Лепорелло подсчитываем, но не количество роз, а количество раз употребленного в «Гамлете» имени Горацио. Их окажется — в любом издании, на всех языках мира — ровно сто шестьдесят.
«Лепорелло. (…) там их двадцать связок. Я подсчитал — по восемь штук в связке». Делим все упоминания имени Горацио на двадцать частей, по восемь упоминаний в каждой части.
«Лепорелло. (…) ухажер больше трех розочек…
Командор (щедро). Ну, шести!» — читаем в «Гамлете» четвертую, пятую и шестую части из выделенных нами двадцати частей. На этом отрезке располагается монолог Гамлета:
О, если б ты, моя тугая плоть,
Могла растаять, сгинуть, испариться!
О если бы предвечный не занес
В грехи самоубийство! Боже! Боже!
Каким ничтожным, плоским и тупым
Мне кажется весь свет в своих стремленьях! —
и так далее, до слов: «Разбейся сердце, молча затаимся»… Вот о чем страшно задумался Дон Жуан. И действительно, пьеса Эдварда Радзинского о том же: о любви, измене, убийстве и возмездии за всё.
Сегодня мы познакомились с такими явлениями, как гипертекст, интертекстуальность и криптограмма в литературе, сыгравшая в данной пьесе роль гиперссылки. Поздравим себя!