Самая известная «няня» страны воплощает на экране образ брошенной мужем простоватой бабы по имени Галина, которая привыкла видеть мир сквозь розовые очки. Ее муж в самом начале войны отвергает ее, вовсе не признает за свою жену, потому как она ребенка не доносила, случился выкидыш. Галю он предал, а она все туда же: «Он — хороший у меня вообще-то, только нервный очень».
Несколько удивительно видеть всегда оптимистичную Заворотнюк из «Моей прекрасной няни» в новом амплуа. В сериале «Охота на гауляйтера» ее персонаж и вся она как-то растеряна, суетлива, в чем-то не очень умна. Она даже не эвакуируется вместе со всеми при вторжении немцев в СССР, хотя такая возможность была! И это нелогичное решение втягивает ее в цепь исторических событий.
В то же время Галина сохраняет в себе мягкость, даже кротость. Заворотнюк создала пластику образа в воздушных тонах. Кажется, дунь на ее героиню — и та разлетится в пух и прах и пойдут клочки по закоулочкам. Но что не отнять у ее игры в данном сериале — это обаятельность ее персонажа. Обаятельность и самой актрисы, и ее мышления. Ее человечности. Невольно вскинешь в восхищении руку вверх: «Есть же женщины в русских селениях!»
Главная героиня создала на экране нужную для роли женственность. В оккупации она не «легла» под немца, хотя с ее внешними данными жизнь стала бы намного легче. Она ради племянника пошла мыть полы, по которым топают немецкие сапоги в комендатуре.
Заворотнюк особенно удались сцены игры с детьми наместника Гитлера в Белоруссии гауляйтера Кубе. Мне кажется, здесь раскрывается образ Гали с еще одной стороны. Немецкие дети бегают вокруг нее и звенят колокольчиками. Идет игра в жмурки. И персонаж Анастасии просто смеется, как и всякая мама. Пусть дети эти — непростые, а дети врага. Но они — дети, не они придумали эту войну. Галю тоже накрыло войной нежданно. И стечение обстоятельств да любовь вовлекла ее в эту войну. Ее использовали как партизаны, так и немцы. Каждый в своей игре. Она же ничего не выиграла, и героиню Заворотнюк чисто по-человечески жалко.
Фильм «Охота на гауляйтера» во многом домашний. Здесь немцы не рисованы одними только черными красками. У них есть жены, дети, свои проблемы. Это не военный боевик типа «Диверсант», это история двух женщин (в исполнении Машковой и Заворотнюк) во время судьбоносных событий.
Уже не в первый раз наши кинематографисты привлекают в свои работы иностранных актёров. Директора по кастингу картины пригласили немцев на роли гауляйтера и его подручного гестаповца. И я должен сказать, что эта идея себя оправдала. Участие настоящих немецких актёров создает еще большее ощущение реальности происходящего на экране. А то раньше часто немцев играли наши малоизвестные актёры «с рязанскими физиономиями», и так и хотелось скривить лицо в недовольной гримасе: «Да какой же ты немец, Вася! Если ты — немец. То я — космонавт».
Особенно мне пришлась по душе работа массовки и пиротехников в эпизодах бомбежек города и уходящих в тыл поездов с беженцами. Бывает в наших фильмах и сериалах, что взрыв запаздывает, а массовка уже падает, как подкошенная трава под косой крестьянина. В «Охоте на гауляйтера» я вижу, что соблюдена логическая последовательность: взрыв — ударная волна — тело подбрасывает в воздух. Может быть, это мелочи для сериального кино, но они вкупе создают ощущение достоверного действа, что очень важно в искусстве кинематографа. Я не знаю ни имен, ни фамилий участников массовки, но они сработали похвально.
Я всегда уважал людей идейных. Есть в них какая-то внутренняя сила, помноженная на веру. В «Охоте на гауляйтера» есть такой идейный столп: Мария — героиня актрисы Марии Машковой. Я рискну предположить, что именно так выглядели и вели себя тогда, в 1940-х, преданные делу партии и делу Ленина-Сталина молодые особы страны Советов. Даже что-то во внешности актрисы говорит, что перед нами «спортсменка, комсомолка, да и просто красавица».
Сразу вспоминается эпизод: героиня Машковой Мария решительно преграждает дорогу мародерам, несмотря на то что с ней был ребенок, несмотря на то что злодеи вооружены ножами. Но тут советская женщина увидела явное нарушение закона со стороны советских же граждан и выказала решительность, свою гражданскую позицию, за что ее можно и нужно уважать.
Вообще, многосерийный фильм «Охота на гауляйтера» — это некое полотно, рассказывающее о женской доле в войне. Мужские персонажи в картине вышли более проходными, малоинформативными. Но это — не беда! Основной из них — Яков (Александр Дьяченко), полфильма валяется на кровати раненый, лопает пирожки, а за ним ухаживают женщины. Потом Яков и вовсе переименовывает себя в Сергея (конспирация!), становится еще более непонятной личностью, но никакого выпуклого образа актер создать не сумел. Да и не было у него на это достаточно экранного времени. Сценаристы не дали. Зато в итоге мы получили кино о женских методах войны в экстремальных условиях, что делает вещь еще более оригинальной.
Для усиления драматизма действа авторы картины прорисовали конфликтную линию внутри немецкого командования. Гауляйтер Кубе, наместник Гитлера в оккупированной Белоруссии — либерал, склонен к диалогу с местным населением. И тем еще более опасен! Он вызывает симпатию у значительной части белорусов, которые видят немецкий порядок, видят, что их не загоняют насильно в колхозы, не сажают за анекдот, и все меньше доверяют Советам. Актер из Германии Уве Йеллинек создал образ не простого солдафона, а думающего, культурного оккупанта.
В противовес ему эсэсовец Готтенберг в исполнении Дирка Мартенса видит в людях не немецкой национальности лишь скот. Он заливает кровью деревни. Сжигает жителей, проводит карательные акции, и вектор ненависти к фашистам у простых людей идет верх. Две разнонаправленные линии в фильме пересекаются, что создает ощущение политической игры и столкновения двух типов мышления.