«Прославленный не по программе и вечный вне школ и систем, он не изготовлен руками и нам не навязан никем». Б. Пастернак «Ветер».
Это написано о Блоке, но является, видимо, общей поэтической формулой, которая характеризует путь художника к репутации классика, которая создаётся стихийно, в соответствии с мнениями и интересами широкой читающей публики, а не по чьим-то указаниям. Что из того, что
Кумиры своего времени — далеко не всегда классики: так при Пушкине считали классиками и предрекали вечную славу журналисту и писателю Ф. Булгарину и автору «нравоописательных» романов П. Боборыкину, а при Чехове — драматургу И. Потапенко. Сейчас их имена и творчество знакомы лишь специалистам-литературоведам.
И наоборот, в истории часто встречаются случаи слепоты по отношению к тому искусству, которое потом провозглашается великим. Так после веков забвения лишь в XIX столетии обрёл второе рождение Боттичелли. Интерес к музыке Баха возник почти через век после смерти великого композитора. И таких примеров не счесть.
«Когда поэт жив, понять, что он классик, могут лишь немногие. Чтобы понять, как он талантлив, нужно представить его мёртвым», — горько шутил Ж. Ренар.
По мнению американского журналиста М. Бузукашвили, два самых впечатляющих, самых сильных по воздействию стихотворения XX века — «Если» (1910 г.) Р. Киплинга и «Бабий Яр» (1961 г.) Е. Евтушенко.
…Будучи студентом Литинститута, Евтушенко был направлен на практику в многотиражку на строящуюся Каховскую ГЭС. Здесь он познакомился с писателем-киевлянином Анатолием Кузнецовым, который взялся показать ему Бабий Яр — огромный овраг длиной более 2 км и глубиной до 50 м, место массовых расстрелов в 1941 г. Здесь фашисты погубили более 150 тыс. человек, в основном гражданское население — евреев, цыган, а также военнопленных.
Евтушенко был потрясён, не найдя на месте гибели людей даже небольшого памятного знака. Мало того, весь Бабий Яр был превращён городскими властями в гигантскую свалку. В эту ночь и было написано то самое стихотворение, прорвавшее заговор молчания вокруг Бабьего Яра и событий
Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребённых.
Я — каждый здесь расстрелянный старик.
Я — каждый здесь расстрелянный ребёнок.
Ничто во мне про это не забудет!
…Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам, как еврей,
И потому — я настоящий русский!
На друзей-поэтов стихотворение произвело сильное впечатление, но они в один голос заявили, что ни одна газета его не напечатает. Набравшись смелости, Евтушенко понёс его редактору «Литературной газеты»
Косолапов прочитал «Бабий Яр» и сказал молодому поэту: «Спасибо за прекрасные стихи. Но чтобы их напечатать, я должен посоветоваться с женой, это должно быть семейное решение». «Но почему?» — удивился тот. Ответ был коротким: «Потому что меня уволят».
Действительно, вскоре приехала жена Косолапова и на полчаса заперлась с мужем в кабинете. Когда она вышла, глаза её были заплаканные, но, подойдя к измученному ожиданием поэту, она погладила его по голове и сказала: «Не волнуйтесь, Женечка, всё будет в порядке. Мы решили быть уволенными».
Появившийся в «Литературке» «Бабий Яр» произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Я до сих пор помню ошеломлённые лица моих родителей — этого не может быть, потому что не может быть никогда! За неделю стихотворение было переведено на 72 языка и опубликовано во всех ведущих газетах мира. На имя поэта приходили мешки писем со словами поддержки, а нередко и с угрозами. Студенты московского университета установили у дома Евтушенко постоянную охрану. «Поэт в России больше, чем поэт» — этой фразой он сам напророчил себе судьбу.
Евтушенко повезло — ему досталось более «вегетарианское» время. Хотя носители либеральных идей и признавались угрозой для государства, масштабы уже были несопоставимы: при Сталине теряли жизнь, при
«Написать „Бабий Яр“ было меньшей смелостью, чем его напечатать», — говорил Евтушенко. Косолапова, естественно, уволили, но через пару лет реабилитировали и назначили на должность редактора «Нового мира». И теперь уже этот толстый журнал печатал «крамолу», а читатели передавали его из рук в руки и зачитывали до дыр.
…
Умер поэт 1 апреля 2017 года…