Антонио врачи тоже с детства не раз предрекали смерть. Но этому болезненному мальчику суждено было другое. Впрочем, слабое здоровье отчасти даже способствовало формированию его характера и интересов, как ни покажется странным. С малых лет он полюбил наблюдать — море, небо, цветы — все, что окружало.
Став постарше, заглядывался на работу отца-котельщика в мастерской. Все это привило ему вкус к форме, и, пойдя в школу, он интересовался только геометрией и рисованием. Кстати, в роду Гауди, что по отцовской, что по материнской линии, предки были котельщиками и кузнецами и славились тем, что любой сложности вещи делали безо всяких чертежей.
Потом был переезд в Барселону, поступление в архитектурную школу. И сразу — участие в оформлении городской площади Реал: вместе со своим учителем Гауди создает «Монументальный каскад»: фонтаны, бьющие из озерной глади, переливы водных струй и потоков. В годы учения попытки участвовать в профессиональных конкурсах завершались фиаско. А при защите дипломного проекта пришлось услышать от председателя комиссии: «Перед нами либо гений, либо сумасшедший».
После окончания учебы — открытие собственной мастерской, заказов в которой долго ожидать не приходилось. Впрочем, немногие из читателей бывали в Барселоне, так что перечисление воплощенных мастером проектов мало что скажет. Самое главное — сформировалась уникальная стилистика.
Ее относят к модерну, неоготике, эклектике… Точнее всего, на мой взгляд, определение этого стиля как «гаудианского», ибо самобытен и неповторим. Вы когда-нибудь строили замки из песка или хотя бы видели их? Так вот — Антонио Гауди воплощал это в камне.
Расскажу всего лишь об одном творении гениального архитектора, поскольку оно было детищем всей его творческой жизни, претворением мечты о «храме века». Саграда Фамилиа, Искупительный храм Святого Семейства, начали возводить еще в 1882 г., предполагалось, что это будет обычный собор, один из многих. Но когда на строительстве появился Гауди, принявший руководство работами, все изменилось. Сам архитектор вскоре прекратил принимать заказы и занимался только этим проектом.
Если правда, что архитектура — музыка, застывшая в камне, то Саграда Фамилиа — звучащая божественная музыка, космический гимн! Это удивительное сооружение со 170-метровой башней Христа, фантастическими формами, спиральными лестницами, возникающими из стен скульптурными изображениями библейских сюжетов, мозаикой из венецианского стекла.
После закладки камня одержимый творчеством Гауди перебрался на стройку и вовсе, ночуя в углу небольшой мастерской, а Восточный придел строил чуть не собственными руками. Идеи возникали вновь и вновь, наплывая на те, что еще не были до конца воплощены. На чертежи не было времени и, похоже, что и желания.
Он не успел достроить храм. От рождения болезненный, стремительно старившийся (в 30 он уже выглядел на 50 лет), этот человек ушел из жизни вовсе не из-за болезни, а попав под трамвай, только что пущенный в городе. Это случилось 7 июня 1926 г.
И дряхлый старик непрезентабельного вида (настолько, что в последние годы жизни ему иногда на улице подавали милостыню, спутав с нищим) умер, не приходя в сознание, через три дня в приюте больницы Святого Креста, построенной извечным соперником Гауди по имени Доменек-и-Монтанер неподалеку от Саграда Фамилиа. Ирония судьбы!
От захоронения в общей могиле для бедняков его уберегло лишь случайное опознание. И Барселона вмиг поменяла облик, увесив себя траурными флагами, прощаясь с гордостью Каталонии.
Тело великого зодчего упокоилось в маленькой подземной часовенке любимого детища — Искупительного храма Святого Семейства. Говорят, по весне и по осени в ней воды — по колено…
ЮНЕСКО объявило 2002 год годом Гауди, несколько творений архитектора вошли в Мировое наследие этой уважаемой организации. Ватикан принял к рассмотрению прошение об его канонизации, так как испанцы убеждены, что Саграда Фамилиа — это чудо.
Как захотелось в Барселону!