…В далеком царстве-государстве все было плохо изначально. Злые и завистливые людишки, питая расовую ненависть к проживающим по соседству феям и снусмумрикам, периодически пытаются силой захватить их владения. Даже человеческие детки и те периодически совершают набеги на чужие угодья и норовят прихватить что-нибудь ценное на память. Но не из злости, а скорее, из любопытства. Так добрая лесная фея Малефисента познакомилась с «голубым воришкой» Стефаном. И даже влюбилась в него, хотя от людского рода хорошего ждать не приходится.
Любовь прошла, завяли помидоры. Стефан вырос и, следуя своим амбициям (парнишка из крестьянской семьи вознамерился, ни много ни мало, стать королем), пошел на сделку с совестью. Ради продвижения по служебной лестнице он пообещал умирающему государю найти и убить фею, которая столь ревностно охраняет границы своего волшебного леса. На смертоубийство у Стефана рука не поднялась, но на подлость его хватило. Мерзавец отрезал у бывшей возлюбленной крылья, лишив Малефисенту способности летать.
Ярости и обиде Малефисенты не было предела. Некогда процветавшее зачарованное королевство в одночасье превратилось в темную и непролазную чащобу, а сама фея оделась в траурные одежды и приготовилась отомстить человеческому роду. Чтобы причинить страдания новоиспеченному самодержцу, фея преподнесла жуткий подарок на день рождения его малолетней дочери Авроры. Согласно проклятью, достигнув совершеннолетия, девочка уколется острым предметом и заснет вечным сном. Есть лишь одна лазейка, способная спасти Аврору — поцелуй настоящей любви, только вот сама Малефисента сомневается в существовании оной, поэтому убеждена, что наложенное ею заклятье никогда не спадет…
В активе компании Disney приличное количество знаковых мультфильмов, которые при желании можно превратить в полнометражные фильмы. Тут и «Дамбо» с «Бэмби», и «Книга джунглей» с «Русалочкой», и «Алладин» с «Красавицей и чудовищем». Однако знаменитая «Спящая красавица» 1959 года представляла собой легкую добычу для экранизации, ибо здесь не пришлось бы воссоздавать на экране кучу фэнтезийных существ, вроде летающих слонов, джиннов или медвежонка Винни с друзьями. Простая история требовала скупых изобразительных средств, хотя в эпоху глобальной компьютеризации грешно не воспользоваться имеющимися возможностями. И создатели фильма «Малефисента» так увлеклись процессом, что и не заметили, как односложная сказка трансформировалась в полноценный летний
Зрителю, по сути, не интересно, сколько было потрачено денег на тот или иной фильм, но для статистики уточним — фильм «Малефисента» обошелся создателям в 180 миллионов долларов. Именно столько, по мнению киностудии Уолта Диснея, сегодня стоит сказка во главе с межконтинентальной звездой Анджелиной Джоли. Разумеется, освоить подобный бюджет можно только руками специалистов по спецэффектам, никакие оскаровские лауреаты, даже с их восьмизначными гонорарами, не способны отбить такие цифры. И на этом самом месте возникает дисбаланс между простым изложением всем известной истории и перенасыщением картинки забавными зверушками, коварными злодеями и прочими персонажами, коих в литературном оригинале отродясь не видывали.
«Малефисенту» обвиняют в феминизме, и возразить тут нечего. Судите сами, в кадре совсем немного мужских лиц, да и те с гнильцой. Седовласый король, ненависть коего к безобидным обитателям волшебного леса можно объяснить лишь глубокой психологической травмой в детстве. Его преемник и по совместительству главный кинозлодей фильма в исполнении Шарлто Копли — и вовсе квинтэссенция предательства и вероломства. Про принца и вовсе сказать нечего, ибо ему отведена роль декорации. Остается лишь верный помощник Малефисенты, но и тот больше ворон, чем человек. В общем, налицо перекос по половому признаку.
Сказку переписали так, что Анджелина Джоли, мать шестерых детей, должна остаться довольной. Как и ее дочурка Вивьен Джоли-Питт — единственный ребенок, осмелившийся сниматься вместе с актрисой в жутковатом гриме злой феи. Другими словами, если вспомнить, что Джоли — не только исполнительница главной роли, но и продюсер фильма, то вязкая мораль о «единственно верном материнском чувстве» уже не кажется притянутой за уши.
Жаль только, что при всех красотах и правильно расставленных акцентах (мужики — козлы, дети — очаровашки, женщина — мать) лента у бывшего художника «Аватара» и «Алисы в стране чудес» Роберта Стромберга получилась скучная и статичная. Нет, кисть в руках Стромберга не дрогнула, все очень выразительно и ярко, но окромя самой Джоли смотреть не на что. Глаз замыливается компьютерными зарисовками буквально за полчаса, а сюжет продолжается вяло протекать по экрану. В «Спящей красавице» все самое интересное происходило на фоне уютно похрапывавшей героини, здесь же она большую часть времени исследует мир, общается, восторгается, что вполне соответствует стилю жизни нового поколения, большая часть свободного времени которого посвящена мироосмыслению путем «лайков» и «твитов». Может, Шарль Перро и не был фантастом от бога, но он, по крайней мере, сумел выдержать динамику повествования, а вот сценаристы «Малефисенты», заполнявшие пробелы между рождением Авроры и ее «вечным сном», оказались недееспособны вовсе.
Новая старая сказка от Диснея заиграла красками, которых от нее совсем не ждали. Очаровательный принц со своим освободительным поцелуем превратился в картонную марионетку. Отец-король — отчаявшийся психопат, в изображении коих Копли преуспел не единожды («Элизиум», «Район № 9»). Добрые феи, призванные опекать будущую жертву проклятья, больше смахивают на персонажей немых фильмов братьев Маркс — бессмысленные диалоги и гримасничанье. Все перевернуто с ног на голову, так сейчас модно. А с модой спорить бессмысленно, она все равно пройдет. От «Малефисенты» нам останется ярко-красная помада Джоли, ее демонический облик крестной матери волшебного леса и твердый постулат о том, что мужикам здесь не место.