Главного героя Виталика (Илья Любимов) судьба взяла да и закинула в бабский коллектив. Девочки там, в офисе — что надо. И личико, и фигурка. Только они типа — акулы бизнеса, а Виталька — турист и доходяга по сравнению с ними. Однако так кажется лишь на первый взгляд. Затем режиссер и сценарист Роман Каримов дарит нам уже другого Виталика — по сути, монстра в овечьей шкуре, который не только жесток, но уже и убийца, и алкаш, и вообще тип довольно мерзкий.
Хотя парень маскируется под «лопушка» и получает кличку «Задрот», теперь он — ведущий специалист во всемирно известном журнале. Виталик родом из Серпухова, приехал покорять Москву. Заучил, как и что говорить на интервью правильно, и получил должность. Ему не чужд юмор. Только он весь такой «тормознутый», что ли.
Место действия — Большая Москва. Серпухов — это же так рядом. Но оттуда герой бежит в границы МКАД, чтобы стать другим. Авторы в соседки ему подсовывают школьницу. Кристина (актриса Ингрид Олеринская) — продукт нынешней эпохи. Хотя и мы были такими. Нет, не были.
Все же называть старую бабусю 80 лет чем-то типа маразматички — может, и честно, и с медицинской точки зрения вполне оправданно, но вот с человеческой…
Все Кристинку «затрахали», не в прямом, в переносном смысле, и она мне вообще показалась уже уставшей от жизни. Перегоревшей. Я не видел других работ актрисы, но тут она вызывает и симпатию, и антипатию, что для ее образа хорошо. «А чего тебе надобно, старче?» — к собственной маме, это — вообще некий перл. Поколение 2000-х так и кричит в этот фильме: «Да, мы — такие!»
«Неадекватные люди» — это как срез в компьютерной томографии современного русского общества. Срез вышел смешной, провокационный, я бы сказал, неожиданный.
Виталик, к примеру, все же пытается держаться за какие-то моральные принципы, но у него это плохо получается. Да и как противостоять такой вот начальнице? Начальница Марина (Юля Такшина) если кидается на мужчин, то отбиться не получится. Она неотразима. И Виталик не стал исключением, я его за это не виню. Парень делает карьеру через постель! Через постель требует повышения зарплат своему отделу. Браво! Вся наша современная жизнь в картине «Неадекватные люди» — как на ладони.
Современный ли это фильм? Очень! Сейчас у нас все более модно становится иметь личного психолога для решения жизненных проблем. Новоиспеченный психотерапевт доктор Козлов (актер Евгений Цыганов) в своей легкой небритости и с хитрым прищуром сквозь очечки тянет больше не на психотерапевта, а на маньяка. Он-то и берется «подправить» неадекватное восприятие мира Кристиной.
Мне понравилась в фильме одна из его особенностей: этакий словесный пинг-понг клиента и доктора. Агрессивный словесный мячик летит из уст Кристины на половину стола Козлова. Тот мягкой подкруткой отражает нападение. Кристина закручивает подачу еще сильнее, провоцируя оппонента, пытаясь залить его волной сарказма, а тот как колпак на себя защитный надевает, и снова мячик летит к Кристине. Каков будет ее выпад? Мне именно сцены психотерапевтических сеансов больше всего пришлись по душе.
А Павел Козлов (Евгений Цыганов) вообще талантлив в искусстве отражения. Когда он коршуном зависает над оторвой Кристиной и изо рта у него сыпется пережеванное печенье, то в сей момент он — настоящий психолог. Мастер перевоплощения и адепт пословицы «Относись к людям так же, как они относятся к тебе».
Извечный вопрос: кто адекватен, а кто — нет? Если мужик влюбился и целуется со школьницей 17 лет — он адекватен? А она? Есть люди, которые считают, что за толстыми стенами психиатрических клиник как раз и живут нормальные люди. А мы — остальные, по эту сторону стены — как слепые мыши, возимся ежедневно с нашими бестолковыми и не очень делами, суетимся, психуем… Так, может, это мы — вне нормы?
Вот этот вопрос — вопрос нормы, один из важнейших в картине «Неадекватные люди». Где эту норму искать? А судьи — кто? Что делать? Ответ дают авторы устами Кристины: лови каждый момент своей жизни, когда ты можешь получить хоть крупиночку счастья, а все различия в возрасте, религии, психологии, гендерные, умственные и прочие — лишь занавес, который легко откинуть и насладиться истинной жизнью…