Его родители очень хотели иметь сына-Спасителя, потому и назвали соответственно: Сальвадор в переводе с испанского означает «спаситель». И спасать ему предстояло их древний род (первый сын, появившийся в семье, умер), но юный Дали выбрал иной путь.
Его путь лежал в мир искусства и в пучину эпатажа, в дебри тщеславия и в удовольствие самолюбования, в болезненность зависти и в возвышенность любви. Этот путь он выбрал сам и сам сотворил свой мир.
Мир художника по определению сложен и многообразен, зачастую настолько самобытен и оригинален, что говорить о художнике «Не от мира сего» стало уже привычным.
Но одно дело, когда про художника говорят другие, притом что сам художник о своих чудачествах и не подозревает — он живет этим естественно. Живет, как дышит. Другое же дело — нарочитая эпатажность, чтобы вызвать интерес к себе. Этим грешат многие люди искусства. И оно понятно — индивидуальность превыше всего.
Имя, как товарный знак, ценится очень высоко. Порой сами произведения и произведениями-то сложно назвать, но имя творит чудеса. Точнее — деньги.
К Сальвадору Дали не относятся эти противопоставления. Он органичен. Он воплотил в себе всё сразу. Благодаря действительному таланту художника, конечно же.
Уметь хорошо рисовать и стать признанным художником — не одно и то же. Прежде в мир искусства нужно интересно войти, чтобы тебя запомнили. Кто-то пытается изображать подвиги, кто-то на каждом шагу демонстрирует свои «лучшие» стороны характера и души, кто-то искренне верит, что количество обязательно перейдет в качество применительно к художникам…
Сальвадор Дали решил шокировать публику! Он принялся решительно бороться со здравым смыслом. И результаты не заставили себя ждать: его изгоняют их Академии художеств за дерзость, он попадает в тюрьму ненадолго… За кощунственные слова «Я плюю на свою мать», начертанные на одной из его картин, отец Сальвадора запретил ему возвращаться домой.
Не перечесть все его выходки, чудачества и «выкинутые номера». То он Пикассо в Испанию приглашает своеобразно:
Пикассо испанец — и я тоже испанец! Пикассо — гений, и я тоже гений! Пикассо — коммунист, и я тоже нет!
То в золотом скафандре и сидя в прозрачной сфере приветствует зевак Нью-Йорка. То фильм «Тачка во плоти» с Анной Маньяни в главной роли собирается снимать. Причем героиня по сценарию влюбляется в автомобиль.
Одним словом, гений сюрреализма!.. Сюр в живописи, сюр в дизайне, в парфюмерии, в моде, в кино, в литературе, в человеческих отношениях… Действительно не перечесть всего в одной статье, но упомянуть можно.
И потому хочу предложить вашему вниманию лишь некоторые советы из «50 магических секретов мастерства» от Сальвадора Дали.
Секрет первый: у художника должно быть пять различных кистей, каждой из которых он работает совершенно особым образом.
Секрет второй: без трамплина нельзя отшлифовать детали картины, делая «летящие» движения веерообразной кистью.
Секрет третий: «сон с ключом в руке».
Секрет четвертый: «сон с морскими ежами».
Секрет пятый: «сон под воздействием трех глаз зубатки».
Секрет шестой: «сон в состоянии полубодрствования».
Секрет седьмой: одни предметы отталкивают, а другие притягивают сетчатку глаза.
Секрет восьмой: растения, которые способствуют занятиям живописью и которые можно посадить рядом с домом художника.
Секрет одиннадцатый: как из остова морского ежа сделать подзорную трубу, с помощью которой художник узнает, что настала пора закончить работу над картиной.
Секрет четырнадцатый: выбирая себе жену, художник должен помнить о совершенной форме оливки.
Секрет пятнадцатый: как построить жилище для пауков.
Секрет шестнадцатый: как с помощью этих жилищ вернуть прошлое.
Секрет семнадцатый: секрет маленький, но очень важный — как сделать навес, мешающий пыли оседать на картину.
Секрет восемнадцатый: у художника должны быть длинные, загнутые кверху усы.
Секрет девятнадцатый: как заниматься живописью, не умея рисовать.
Секрет двадцать третий: почему великий рисовальщик должен рисовать обнаженным.
Секрет сорок шестой: как использовать в перспективе золотое сечение, чтобы полученные результаты навевали легкую грусть.
Секрет пятидесятый: об ангеле.
В заключение цитирую Сальвадора Дали как повод для размышления:
Наше время — эра кретинов, эра потребления, и я был бы последним идиотом, если бы не вытряс из кретинов этой эпохи все, что только можно.