Даже самый отпетый негодяй Джоплинг в штанишках с короткими штанинами в исполнении Уильяма Дефо реально красив. Посыльный паренек из непонятной далекой объятой войной страны в исполнении Тони Револвари — очень красив. Даже «плоская как доска» Агата (Сирша Ронан) — девчушка неказистая, конопатая, с огромным родимым пятном на щеке — очень красива. Вспоминая ее крупный план, ее лицо, ее улыбку, высвеченную оператором под определённым углом, я невольно поймал себя на мысли, что она обворожительна. Это фильм про красивых людей, и как бы они себя не вели, как бы не выглядели комично и нелепо, они — красивы.
Фильм «Отель «Гранд Будапешт» красив и костюмами. Он удивительно красив пейзажами и ландшафтами. И красота эта достойна высокой оценки. А почему бы и не замахнуться на «Оскар»?
Вес Андерсон, несомненно, как режиссер имеет свой стиль. Куда его только не закидывала выдумка! Но на сей раз маэстро занесло в такие крученые дали, что я даже несколько озадачен с определением жанра фильма «Отель «Гранд Будапешт». Поразительно, но я нашел тут смесь из советских «Джентльменов удачи» и «Рождественской истории» Голливуда. Здесь «Семейка Адамс» приправлена стилистикой раннего Тарантино («Четыре комнаты»). Да что же это за блюдо сготовил нам мистер Андерсон?
Основой истории стало воспоминание. Это распространённый кинематографический и литературный прием. Посыльный Мустафа — некогда милый паренёк, а теперь один из богатейших людей вымышленного государства Зубровка. (Почему Андерсон остановился на этом названии? Может, он любит русскую водку? «Зубровка» все еще имеется в продаже). Мустафа вспоминает в обществе молодого писателя в исполнении Джуда Лоу, как он стал тем, кем стал. Актер Мюррей Абрахам — Мустафа в старости — степенен и в чем-то величественен, как и подобает быть восточному богатому шейху. Но при этом он помнит, что родом он из простой бедной семьи, из разоренной некогда войной страны, и только великая Дружба и невероятное переплетение нитей судьбы сделала его тем, кем он стал.
У пожилого джентльмена незначительная эпизодическая роль. Так же как у персонажа Джуда Лоу. Вот в чем еще один секрет всей вещи «Гранд Отель Будапешт»: это нарезка великолепно сыгранных эпизодических ролей!
Мы пока отставим в нашем рассуждении работу Райфа Файанса в главной роли (Густав). Это тема особая. Но самая сильная прелесть картины — в нарезках мастерской работы звезд кино в небольших ролях. Фильм похож на разноцветную мозаику, собранную из разных частей, но при этом общая картина завораживает.
Сын умершей пожилой леди — Дмитрий — в исполнении Эдриана Броуди получился комически неуклюжим. Он — русский. Русские мотивы в фильме запущены не случайно. Балалайки, стопки водки, киллер, работающий на русских, в исполнении Уильяма Дефо. Зачем весь этот русский антураж? Фильм снят по мотивам произведений Стефана Цвейга, а тогда, в том мире, все же Россия и русские значили многое. Сейчас Вес Андерсон усилил и довел до гротеска эти стереотипы о русских, что меня совсем не обидело, но придало всему фильму очарование русской потехи.
«Отель «Гранд Будапешт» — это потешный фильм. Черный юмор типа из «семейки Адамсов» здесь намешан с философскими и общечеловеческими вопросами.
Можно ли отдать жизнь за друга просто потому, что он стал тебе другом? Должен ли один из пяти сообщников-дружков безо всяких сомнений жертвовать своей жизнью, чтобы остальные четверо «корешей» могли продолжить свой путь к свободе? Эпизод побега зеков — один их самых сильных в фильме, как мне представляется. Один из бегущих прыгает без тени сомнений в комнату с охранниками, чтобы расчистить путь, и он при этом знает, что шансов спастись ему самому нет…
Вес Андерсон на фоне достоверности декораций отеля дает нам малореальную картинку отношений между людьми. Диалоги не просто смешны, они утонченны и рафинированны, они привлекают витиеватостью слога и, казалось бы, полной своей неуместностью. Но именно
Андерсон не таков: он делает героев заторможенными и чем-то похожими на мир книги «Приключения Бравого солдата Швейка».
Весь фильм зритель получает ответ на вопрос: кто такой этот пожилой господин (в исполнении Мюррея Абрахама) и какова его история? Для этой задачи Андерсон собрал плеяду звезд мировой величины: тут и Райф Файнс, и Эдвард Нортон, и Билли Мюррей, Оуэн Уилсон, Уильям Дефо, Эдриан Бродуи…
Я все задумывался, а что подвигло этих мастеров согласиться на крохотные роли в фильме, возможно, в ущерб другим большим проектам? Сценарий! И атмосфера этой сказочной вещи. Мне кажется, сняться в таком необычном кино — это просто удовольствие. Не только смотреть, но и стать его частью.
Пару слов о главном герое. Райф Файнс (Густав) — соблазнитель пожилых и богатеньких постояльцев — персонаж отрицательный, я бы сказал, в чем-то скользкий. Беспринципный. И надо же так здорово выдать на экране метаморфозу превращения из неприятного типа в некий образец высокой мужской дружбы! Человеческой преданности. Этот путь зритель видит на экране. Браво, господин Густав!
Особое место в фильме занимают пейзажи. Ах, как они восхитительны! Погони на лыжах и старых мотоциклах, бескрайние горы и мрачные задворки городов, подвесные канатные дороги и едва освящённые улицы провинции. Прыгающий на фоне сумерек с мостика на мостик Мустафа. Сказочный полуреальный мир Веса Андерсона создаёт ощущение пребывания внутри большой взрослой сказки. А сказки я люблю с детства.
«Отель «Гранд Будапешт» — это проект о красивых людях. О Великой Дружбе, о тех отношениях между людьми, которые мы уже никогда, наверное, не познаем.