Тогда я никак не могла взять в толк, почему на мемориальной доске вместо знакомого курчавого профиля поэта изображен незнакомый лысоватый дядька, под портретом которого было написано, что основателем музея был
Прошли годы, и детское недоумение сменилось чувством уважения и трепета перед человеком, создавшим этот замечательный очаг культуры. И все же мне кажется, что самым гениальным созданием Ивана Владимировича была его дочь Марина.
Марина Цветаева — поэт милостью или несчастьем Божьим. Это уж кто к какому выводу придет, ознакомившись с историей ее жизни и ее творчеством.
С одной стороны — высокообразованная, знающая несколько европейских языков и мировую литературу женщина. Наследница русских, польских и немецких кровей, замечательный поэт и переводчик, оставивший по себе ценную переписку с многими выдающимися литераторами своего времени и, конечно, уникальную, взорванную страстью и нервами поэзию.
С другой — несчастная женщина, вынужденная в парижской эмиграции готовить обед на 4 человек из того, что подбирала на улице: «Кто лук выронит, кто картошку, кто морковь — вот для семьи и суп»; пережившая голодную смерть младенца-дочери, арест уже в Советской России мужа и старшей дочери, скитания с малолетним сыном, многочасовые выстаивания в очередях с передачей для заключенных, согласная на работу поло- и посудомойки в Доме Литераторов в Чистополе и, наконец, прервавшая свои отношения с жизнью с помощью крюка в деревянной балке и куска веревки — это все она, Марина Цветаева.
Современница Цветаевой, писательница Мария Белкина, в своих воспоминаниях указала на поразительный факт.
То, что после этих слов от него отшатнулись даже те, кого Цветаева в предсмертном письме попросила о нем заботиться, что, в конце концов, привело к его гибели — заслуживает отдельного разговора. Оставим на совести 16-летнего мальчишки его глупую браваду и желание поиграть словами. В конце концов, он заплатил за это недешево. Настораживало другое…
Всякий раз, когда я перечитывала, шептала, скандировала маленький сборник Цветаевой из домашней библиотеки, обкатывала голосом томительно звенящие строки, почти осязала поток бешеных раскатистых согласных и пронзительных тире, подчиняющих смысл музыке стиха, в глубине моего завороженного сознания рождалась дьявольская мысль: «
Слишком много внешних испытаний выпало на долю человека, по складу своему самого тяготеющего к переживаниям и испытаниям внутренним. Но сказал же когда-то другой поэт, чей кудрявый профиль я тщетно искала в детстве на фасаде музея Изобразительных Искусств:
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане
Средь грозных волн и бурной тьмы
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
Можно много и долго дискутировать на философские темы, о том, что самоубийство — это грех (и это правда), что Бог никому и никогда не посылает испытаний больше, чем человек может вынести. Я не хочу этого делать, да это сейчас и не нужно и, во всяком случае, уже никак не поможет той, чья могила затерялась на старом Елабужском кладбище…
Ушедшая из жизни через 2 месяца после начала войны, она так и не узнала, что пройдет не так много времени, как закончится Великая Отечественная, будет полностью реабилитирована и вернется из лагерей ее дочь, Ариадна Эфрон.
Она так и не узнала, что ее мужа Сергея Эфрона расстреляют на Лубянке в октябре 41-го.
Что на войне пропадет без вести ее 19-летний сын Георгий Эфрон, любимый Мур.
Что пройдет еще какое-то время и ее поэзия, шедшая вразрез с тогдашней идеологией партии и правительства, начнет издаваться тысячными тиражами. Как тут не вспомнить ее же пророческое: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».
И что закончить эту маленькую заметку в ее память лучше всего сможет она сама, Марина Ивановна Цветаева:
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверcтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?! —
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.