Рано или поздно телесериалы выбьют почву из-под ног киноиндустрии, которая слишком погрузилась в сиквелы и штампы. Ну, а что же книги? Почему этот пережиток доиндустриальной эпохи существует в эпоху постиндустриальную? Пусть не только в печатном, но и электронном виде, но все-таки бегать глазами по черно-белым строчкам текста, когда есть 3D-фильмы, компьютерные игры, отличные телесериалы, кажется таким глупым и старомодным. В самом деле — зачем?
Популярность текста скрыта в простоте его производства и дешевизне. Вот такой неромантичный ответ. Нет, написать даже чисто коммерческую развлекаловку про эльфов и гномов совсем непросто, но в сравнении с процессом теле- или киносъемок здесь потребуется только один писатель, парочка редакторов, да корректор. Стоимость книги сравнима со стоимостью билета в кино, но фильм длится 1,5−2 часа, а роман можно читать неделю или месяц. Сериал выходит по определенным дням и надо попасть домой к определенному времени (либо скачивать серии после выхода), а книга полностью независима от времени — читай когда хочешь.
Из той же дешевизны выводится и второе преимущество книжных текстов — объемы. В любом книжном магазине выстроились батальоны детективов, дивизии фантастики и полковые соединения фэнтези. В интернет-магазинах количество произведений еще больше. Столько сериалов и фильмов просто не наснимаешь! Не хватит ни средств, ни времени.
Еще один важный фактор — в книге возможно все. Как автор написал, так и происходит. Можно с этим не согласиться: современные компьютерные технологии и оборудованные павильоны позволяют реализовать любую задумку сценариста и режиссера. Посмотрев фантастические блокбастеры вроде «Трансформеров» или старого доброго «Парка Юрского периода», кажется, что это действительно так. К сожалению, только кажется.
Джордж Мартин, автор «Песни льда и пламени», давно работает не только писателем, но и сценаристом. И в своих экранизациях ему очень не везет с лошадьми. Сначала он делал сценарий по рассказу фантаста Роберта Желязны. Там была сцена, где кони скакали мимо Стоунхенджа под проливным дождем. Сразу же возникла проблема: когда лошади скакали в павильоне, бутафорский Стоунхендж просто разваливался. В результате пришлось от животных отказаться.
Вторая неприятность возникла уже при съемках «Игры престола». По сюжету книги лошади должны были перепрыгнуть огненную преграду. И на страницах произведения они отлично с этим справились! Вот только живые четвероногие актеры эпопею не читали и прыгать через огонь наотрез отказались.
Оскароносный фильм «Жизнь Пи» тоже сыграл плохую роль в жизни студии визуальных эффектов Rhythm&Hues. В этой картине на компьютере создано буквально все: природа, животные. Пожалуй, только люди остались реальными, да и то не в каждом кадре. Киноакадемия США по достоинству оценила усилия программистов и художников, но самой студии это не помогло — она обанкротилась. Слишком дороги оказались даже виртуальные эффекты, призванные удешевить кинопроизводство. Кстати, «Жизнь Пи» в своей первооснове — это роман Янна Мартела, а не оригинальный сценарий.
В результате в Голливуде, постепенно теряющем прибыль, наметилась нехорошая тенденция отдавать пост-продакшн и цифровую обработку фильмов в Азию или Индию, да еще подбирать подрядчика подешевле. С рядом кинокартин вроде «Схватки титанов» это уже привело к проблемам со звуковыми эффектами и общим качеством картинки.
Что же касается производства книг, то здесь роста издержек нет, скорее, наоборот. Плюс многие авторы сегодня начинают с бесплатной публикации первых книг, чтобы собрать аудиторию и быть замеченными издательствами. Так начинал, например, Глуховский со своим «Метро 2033».
Наконец, книга, став популярной, может стать основой для успешного фильма («Сумерки», «Гарри Поттер», «Голодные игры») и телесериала («Игра престолов», «Королек — птичка певчая»). Вот так текст сохраняет за собой лидерство среди других видов искусства даже в 21 веке.