Ну действительно, как объяснить, что означает
— Ну что ты канючишь, как сирота казанская?
Такую фразу я сам, бывало, говорил тем, у кого вроде бы все в порядке, все у них есть, а вот ноют и выпрашивают еще что-нибудь, прикидываясь обделенными и несчастными. Говорить-то говорил, а вот происхождения этого выражения не знал, как, думаю, многие и до сих пор не знают. Вот и давайте разберемся, откуда оно появилось и что означало.
Но прежде всего постараемся понять, что в древности означало слово «сирота». Сейчас-то ясно, это человек, чаще всего ребенок, оставшийся без попечения близких родственников, как правило, потерявший одного или обоих родителей. А вот в древности это понятие имело и другой дополнительный смысл — человек бедный, неимущий, оставшийся без средств к существованию.
Попытаемся перенестись в далекий 1552 год от Рождества Христова. Огромное русское войско осадило столицу Казанского ханства, которое непрерывно досаждало Руси своими опустошительными набегами. Окрепшему русскому государству было необходимо ликвидировать этот мешающий нормально развиваться осколок некогда могущественной Золотой Орды.
Против своих соотечественников выступило и много татарских дружин. Как правило, в большинстве своем во главе таких отрядов стояли многочисленные дети татарских мурз, которых, по их мнению, обделили при дележе родительского имущества. Немало подобных было и в осажденном городе. Русский царь, умело играя на жажде власти и денег, пообещал всем тем, кто перейдет на его сторону, княжеские титулы, деньги, имения, в общем, полный почет и уважение. Это во многом решило исход осады в пользу русского войска.
Часть из этих новоиспеченных русских князей, остатков казанской элиты, осела при русском дворе, где они настолько часто жаловались на свою незавидную жизнь, выпрашивая для себя все новые и новые милости, что так и остались в истории с ироническим прозвищем «казанские сироты».
Ну и напоследок вспомним Карабаса-Барабаса из прекрасного художественного фильма «Приключения Буратино», особенно ту сцену, где он просил у полицейского начальника помочь несчастному сироте. Для меня именно этот литературно-киношный герой является тем, кто прикидывается обиженным, несчастным, чтобы разжалобить кого-нибудь с корыстной целью. Вот этот самый Карабас-Барабас и является одной из наилучших иллюстраций этого любопытного понятия — сирота казанская.
Ну, а теперь посмотрим снизу вверх:
— Ну, ты, верста коломенская, — именно так часто обращаются к какому-то высокому человеку, возвышающемуся над окружающими людьми.
Что такое верста, мы знаем, была такая в дореволюционной России мера длины, чуть-чуть больше километра. А вот почему коломенская и как меру длины можно применить к высокому человеку — это тот вопрос, ответ на который я и хочу получить.
Давайте разберемся, откуда что взялось. А дело, оказывается, было так…
В стародавние времена слово «верста» означало также такие понятия, как «линия, ряд, порядок».
Вот русский государь, второй представитель семьи Романовых на престоле, Алексей Михайлович по прозвищу «Тишайший», и решил на всех главных дорогах в стране порядок навести, а для этого установить специальные столбы с указанием на них расстояний от Москвы. Столбы эти, чтобы они были отчетливо видны, покрасили попеременно в черный и белый цвет, таким образом, чтобы полоски наклонными были, а вот на стесанной лицевой поверхности цифры написали. Ставили эти столбы строго на расстоянии одной версты друг от друга, поэтому они получили название верстовых столбов, которые после перехода на метрическую систему стали у нас называться километровыми. А дороги, на которых столбы установлены, с тех пор столбовыми называться стали.
С этим все ясно, не правда ли? Но, как и во всем, тут же появилось сокращение этого словосочетания, ведь зачем выговаривать «верстовой столб», когда намного короче сказать просто — «верста». У Пушкина в прекрасном стихотворении «Зимняя дорога» есть такая строфа:
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
И с этим, кажется, тоже ясно, разобрались. Ну, а откуда взялось это прилагательное — «коломенская», и чем эта особенная верста отличается от обычной, полосатой?
Все дело в том, что и сейчас, и в старину сильные мира сего любили отдыхать в своих загородных имениях, нынче такие суперэлитные места окрестили «Рублевками». (Вот через много лет люди и будут ломать голову, что же такое «хрущевки» да «рублевки», сейчас-то это ясней ясного, а вот через столетия, думается, потеряется первооснова.) В те далекие времена все было точно так же, и царь московский и Всея Руси, тоже имея такую небольшую дачку — село Коломенское, повелел, чтобы каждый знал, куда эта дорога от Кремля ведет, да чтоб держались от нее подальше, установить верстовые столбы значительно выше, чем обычные. Так и обозвал их народ — коломенскими, ну, а впоследствии такое же прозвище получили и все высокие да худые люди.
А теперь помолчите да прислушайтесь. Вон какие трели из кустов разливаются.
— Ну, ты, прям соловей курский, заливаешься, — говорят про какого-нибудь особо болтливого говоруна.
— И что, всегда только негатив? — спросит особо въедливый читатель.
— Конечно, нет, — тут же отвечаю, — курскими соловьями называют и певцов, обладающих необычайно красивым голосом.
Традиционный вопрос: при чем здесь соловей, да еще и курский в придачу?
С соловьем все ясно, это самая певчая из всех певчих птиц, живущих на просторах нашей, да и не только нашей, страны. Думается, что это истина, с которой согласны все. А вот эпитет «курский», он-то откуда прилепился? Тут многое покрыто мраком.
Имеется единственное объяснение — так промеж себя решили любители певчих птиц, сравнивая голоса соловьев, выросших в разных краях. Если это именно так и произошло, то нам остается только согласиться. Ведь в действительности пение курского соловья насчитывает от 8 до 24 колен, а у некоторых, наиболее голосистых, достигает до 40 колен, в то время как у соловьев из других регионов редко превышает 12.
Вот он и взлетел высоко, став символом Курской области.