Впрочем, это никого не смущало. Как не смущал и гундосый перевод или плохое изображение с разноцветной рябью. Ведь на экране четверо бравых парней в комбинезонах отважно ловили призраков, терроризирующих жителей Нью-Йорка. При этом делали они свою работу с шутками-прибаутками, да ещё под задорную песенку с заразительным выкриком «Ghostbusters!» (что, собственно, и переводится как «охотники за привидениями»).
В итоге песня стала своеобразной визитной карточкой всех инкарнаций «Охотников за привидениями» — будь то фильм, его продолжение, мультсериал или видеоигра.
Однако если кто-то и вспомнит имя автора этого хита, то уж о том, кто он и чем ещё знаменит, вряд ли скажет. Так оно обычно и происходит с песней, специально написанной для фильма — раз нет в кадре исполнителя, то и ассоциируются она не с ним, а с киногероями.
Попробуем же, хоть частично, восстановить справедливость. Частично, потому что для нашего слушателя Рэй Эрскин Паркер-младший, скорее всего, так и останется автором одного хита. Хотя музыкальная карьера этого чернокожего гитариста была довольно пёстрой: он и сессионным музыкантом работал (например, участвовал в записи знаменитого альбома Стиви Уандера «Talking Book»), и песни писал (как для других, так и для себя), и сольные хиты у него были.
Но «звёздный час» его пришёл именно в 1984 году, когда режиссёр «Охотников за привидениями» — Айван Райтман — заказал Паркеру написать центральную тему для фильма. На это музыканту отвели всего несколько дней, да ещё и поставили условие — в тексте песни обязательно должно присутствовать словечко «Ghostbusters». Последнее изрядно озадачило Паркера.
Рэй Паркер: «Это сейчас всё кажется просто, ведь вы уже слышали песню. Но тогда написать песню со словами „Ghostbusters“ было довольно трудно».
Идею о том, как вставить в текст неудобное слово, подсказал телевизор. Паркер увидел рекламу какого-то местного сервиса, и его осенило: а почему бы и песню не сделать в виде этакого рекламного ролика? Тогда «Ghostbusters» можно просто выкрикивать вроде «Пирожки! Горячие пирожки!»
В процессе написания статьи я и сам задумался: а как бы это могло звучать на русском? И в голову пришло что-то вроде:
Когда буянит полтергейст,
И водяной в корыте,
Когда в компьютер вирус влез,
Кричи тогда: «ИЗЫДИ!».
Когда Паркер предъявил режиссёру результат, тот облегчённо вздохнул, ведь перед этим было забраковано около 60 других версий главной песни. Однако музыкант так невзлюбил то самое проклятое слово, что на записи даже петь его не стал. Честь выкрикивать «Ghostbusters!!!» он предоставил своей подруге и друзьям.
В том же 1984 году песню издали на сингле, но поначалу она заняла в США лишь 68-е место. Однако популярность фильма росла, и спустя два месяца сингл переиздали. Вторая попытка оказалась более чем удачной. Песня взлетела на вершину хит-парада и зависла там на три недели.
Показательно и то, что фильм выдвинули на «Оскар» в двух номинациях — за визуальные эффекты и лучшую оригинальную песню. К сожалению, Стиви Уандер в том же году написал для фильма «Женщина в красном» свою наисладчайшую «I Just Called To Say I Love You» и победа досталась ему. Зато «Ghostbusters» получила «Грэмми» в номинации «лучшее поп-исполнение».
На песню был снят и клип. Там мы можем увидеть и героев фильма, и самого Паркера, играющего призрака в квартире девушки, и Паркера, танцующего с героями фильма, и множество разных знаменитостей 1980-х (Чеви Чейза, Ирен Кару, Денни ДеВито, Питера Фалька и др.).
Была и одна неприятность. На компанию «Columbia Pictures» подала в суд группа Huey Lewis & News. Как догадываетесь, обвинение касалось плагиата — мол, базовый рифф своей песни Паркер позаимствовал у композиции «I Want A New Drug», изданной годом ранее. Кинокомпания замяла дело во внесудебном порядке. Впрочем, с таким же успехом в суд мог подать и Майкл Джексон (сравните запевы «Billie Jean» и «Ghostbusters»).
В 1989 году для сиквелла «Охотники за привидениями-2» песню снова перезаписали. Клип к ремиксу начинался выходом из лимузина Сигурни Уивер и Энни Потс. Актрис сопровождали рэпперы из Run-DMC, которые, собственно, и исполнили «Ghostbusters» на сцене.
Ну, а далее были мультсериал на тему фильма и видеоигра, где песня Паркера постоянно сопровождала характерный танец охотников, известный ещё по фильму.
В 2005 году «Ghostbusters» стала хитом ещё раз — теперь во Франции и Швейцарии, где она прозвучала в исполнении ещё одного мультяшного персонажа — Мишеля Черепашки (Michael The Turtle).