Какие тайны скрывает Иргень-озеро? Часть 1

Реклама
Грандмастер

Озеро Иргень входит в группу озер Ивано-Арахлейской системы, расположенных в Центральном Забайкалье, в межгорной Беклемишевской впадине, на высоте 945−965 м, между Осиновым и Яблоновым хребтами. Принадлежит оно к бассейну реки Селенга Байкальского водосбора. Длина озера — 8 км, ширина около — 4,2 км, площадь зеркала — воды 33,2 кв. км. Глубина озера — 3−5,6 м.

Иргень-озеро известно русским землепроходцам с первых походов в Даурские земли (1650−1653 гг.), когда Петром Бекетовым в 1653 году на восточном берегу озера был основан Иргенский острог. Сейчас это место считается святым как место казни Иргенских мучеников, куда в октябре 1657 года, в соответствии с исторической справкой, прибыли 420 стрельцов и казаки во главе с воеводой Афанасием Пашковым (и протопоп Аввакум с семьей).

Легенда говорит, что воевода заставил воинов засолить 40 бочек карасевых язычков, а за то, что они не успели это сделать, Пашков приказал их мучить и казнить. Потом, якобы, на Иргени была найдена древнейшая икона Знамения Божией Матери, на полях которой изображены святые Симеон, Киприан и Иосиф. Считается, что икона могла принадлежать замученным казакам, носившим имена этих святых.

Реклама

Четвертое имя Василий было открыто и приобщено к другим известным именам пострадавших воинов примерно в 1885 году, после того как чудесным образом жене купца из Благовещенска во сне явился солдат, назвался Василием с Иргени и велел быстрее поправляться — и она выздоровела от долгой болезни. Купчиха побывала на Иргени и рассказала о своем сне иеромонаху Герасиму, который фамилии купчихи не записал, но внес в список Иргенских мучеников имя Василия.

В большей степени это легенда, но о жестокости Пашкова повествует участник тех далеких событий протопоп Аввакум — первый поселенец Забайкальской каторги: «Да он же Афонасей, живучи в даурской земли, служивых государевых людей не отпущаючи на промысел, чем им, бедным, питаться, переморил больше пяти сот человек голодной смертию. А которые, не претерпев гладу, ходили промышлять нужные пищи, и он, Афонасей, их пытал, бил кнутьем, и ребра ломал и огнем жег…»

Реклама

Мнение субъективное, но верное, видимо, без жестокости невозможно было в тех условиях заставить людей идти в неизвестный край. Так один из землепроходцев, сотник Владимир Атласов, построивший Верхне-Камчатск в 1695 г., за свою жестокость был убит казаками в 1711 г.

Вторая святыня, привлекшая на Иргень богомольцев, — это икона святой великомученицы Параскевы Пятницы, что была найдена на Иргени в юрте у бурят, которые молились ей. До того, как икона оказалась у бурят, она, вероятно, принадлежала русским казакам. По другой версии, это богоявленная икона, которую буряты нашли под Иргенью в ручье Рушмалей. Существует несколько версий, как икона попала на Иргень.

Казалось бы, что за бред, какие карасевые языки, кому и зачем они нужны? Зачем нужна эта нелепость? Но подобные предания о чудесах из уст фанатичных свидетелей, сказочная фантазия которых не всегда согласуется с логикой и действительностью, по сути, ничего не доказывает. Все чудеса, якобы происходившие на озере Иргень, описаны в форме сказочной мифологии, которую надо принимать на веру, потому что материальных доказательств истории озера там нет.

Реклама

В здешних озерах водится разная рыба, которую, видимо, и солили в бочках первопроходцы. И можно предположить, что святые мученики Иргенские — это жертвы выступления тунгусовв 1688 году, когда баунтовскими тунгусами были убиты ясачные сборщики на Баунте и промышленные люди на Бамбуйке. Тогда же перебили казаков в Верхнеангарском остроге, а в Кучидском остроге освободили аманатов.

Сведения, найденные в Интернете, подтвердили эти предположения и помогли выстроить логическую цепь происходящих на высокогорном озере событий. Иргень — единственное в Забайкалье священное место, с глубокой древности являющееся местом паломничества со всех уголков Забайкальского края, а также из соседних регионов. В начале 18-го столетия сибирские духовные власти сочли необходимым довести о нем до Священного Синода (Иркутские Епархиальные Ведомости за 1860-е годы), который распорядился запретить религиозные паломничества на Иргень.

Реклама

Это распоряжение оказалось невыполнимым, потому что в Иргень шли люди без различия вероисповедания и национальностей. Сюда для молитвы собирались не только православные, но и иноверцы, а во время молебнов и других богослужений тут молились и православный, и старовер, и буддист-ламаист, и шаманист, находящие здесь все свое благоговение. Таким образом, руководство православной епархии было вынуждено встать во главе этого всенародного паломничества и подбирать подходящую легенду.

Так свидетельство протопопа Аввакума стало основой для описания чудотворных деяний на Иргени. В 1910 году было подано ходатайство в Священный Синод о создании на Иргени православного представительства. Когда в Забайкалье была организована духовная противоязыческая миссия и на Иргени открыт миссионерский стан, сюда стали приезжать для торжественного богослужения и епископы — начальники миссии, а со времени образования в Забайкалье самостоятельной епархии стали приезжать и правящие архиереи.

Реклама

Эта традиция сохранилась до сего времени, и ежегодно к 9-й после св. Пасхи пятнице на Иргень приезжает из Читы Забайкальский Владыка с паломниками. Сюда же к этому времени приходит и крестный ход из поселка Куки, преодолевая почти 80 километров. Иргенская часовня в 1862 году была переделана в церковь, которая в 1877 году сгорела. На месте старой была построена новая церковь, однако после революции иргенская церковь была разрушена.

Создание на Иргени противоязыческой миссии говорит о том, что здесь было место поклонения проживающих в Забайкалье тунгусских племен, затем сюда подтягиваются для жертвоприношений живущие здесь буряты, а также староверы и православные христиане для отправления своих религиозных потребностей.

Реклама