Арзамасская порода гусей была выведена несколько веков назад и прославилась на всю страну. Чем же отличается этот гусь от своих собратьев, проживающих в других регионах страны? Оказывается, арзамасские гуси являются самыми боевыми и драчливыми из всех известных пород, именно эта их способность широко использовалась в старину и начинает все больше и больше интересовать любителей гусиных боев в современное время.
В мире подобные бои известны с незапамятных времен. Россия, вероятно, не очень-то отставала в этом от просвещенного Запада, развлечений у народа было мало, одним из них и были различные бои — птичьи или собачьи. В июне 1767 года во время посещения Арзамаса императрицей Екатериной II специально для нее были устроены бои арзамасских гусей, которые государыню очень заинтересовали. Насмотревшись на это зажигательное действо, императрица и заявила, что Арзамас — настоящая «гусиная» столица страны.
Много воды утекло с тех пор, вот и арзамазсская гусиная порода начала потихоньку исчезать с дворов и улиц, и если бы не настоящие фанаты, не увидели бы мы это увлекательное действо. Несколько лет назад в городе начал проводиться фестиваль «Арзамасский гусь», где гусиные бои нашли свое законное место и вызвали неподдельный интерес у зрителей.
Ну, а кроме того, арзамасский гусь слегка отличается по внешнему виду от своих собратьев, да чуть-чуть покрупнее их.
Замечательно, скажет любая хозяйка, да мне-то какая разница. Когда гусь ощипан, обезглавлен и без лап, как я могу понять, какой гусь лежит на кухонном столе? Это, конечно, так, сейчас не поймешь, ни какой породы был тот гусь при жизни, ни какое было у него здоровье, ни тем более чем его откармливали, уж не ГМО ли, не дай господи. В старину же гусей покупали только в живом виде, и поскольку арзамасские считались лучшей мясной породой, то именно на них и был самый большой спрос на рынках страны.
Большим любителем этой птицы был владелец села Выездная слобода граф Василий Петрович Салтыков. Посол Его Величества Императора России во Франции, выйдя в отставку, поселился в своем имении, расположенном на противоположном от Арзамаса берегу тихой и спокойной речки Тёша. Обширные заливные луга и спокойно текущая река были прекрасным местом для истинного любителя этой величественной птицы. Граф Салтыков, получивший в народе безобидное прозвище «гусиный граф», оказался деятельным человеком и, как сказали бы сейчас, прекрасным менеджером. Процесс разведения гусей он поставил таким образом, что на притёшных лугах паслись огромные стада этой птицы. Но выращенную птицу надо было где-то реализовать, а до основных рынков сбыта, Москвы и Петербурга, было ох как далеко. Пока на телеге до любой из столиц гусей довозили, они худели настолько, что на них ни одна хозяйка без сострадания даже и посмотреть не могла, не то что купить.
Вот и надумал хозяин птичьего царства оригинальным способом доставлять гусей на дальние расстояния без потери товарного вида. Начал он своим ходом птицу гнать. Для этого параллельно дороге распахали землю, засеяли ее травкой, и в дальний многоверстовый путь отправлялось одно птичье воинство за другим. Все хорошо, птица в пути даже лишний вес набирала, да одно мешало — по дороге гуси свои лапы в кровь разбивали. Вот и родилась тогда у кого-то из окружения графа (а может, и у него самого, история об этом умалчивает) гениальная идея — обуть гусей и уже вот так их пехом до Москвы вести. Нашлись умельцы, которые начали малюсенькие лапоточки прямо на гусиную ножку прилаживать. Замечательная задумка, беда одна — гусям это не нравилось, и они расклевывали мешавшую им обувку, да и изнашивалась она очень быстро. Для справки: обычные человеческие лапти выдерживали не более трех-четырех дней носки.
Поскольку одна идея — обуть гусей в обычные лапти — не прижилась, возникла другая — воистину гениальная. А основана она была на способности гусиных лап выдерживать большие перепады температур. Наверное, многие видели, как эти птицы спокойно по льду босиком ходят, да и по горячему песку тоже бродить не боятся. В чем идея спросите? А вот в чем.
Перед выходом птиц в дальнюю дорогу загораживали часть улицы с двух сторон забором, таким образом, чтобы длинный коридор получился, в самом его начале разливали жидкую горячую смолу. Гусей бегом через нее гнали, после чего они тут же попадали на предварительно отсыпанный мелкий речной песок. Попадая в расплавленную жижу, подошва лап гусей покрывалась слоем липкой смолы, к которой намертво прилипал песок. Таким образом, на лапах образовывался мощный защитный слой, прозванный подковой, даже существовало такое выражение: «гусей подковывать ведут». Вот в таких «лапоточках» белоснежные стаи и оставляли под собой сотни верст, добираясь не только до Москвы и Петербурга, а даже, по слухам, до Парижа. Организовывали эту операцию по «подковыванию» гусей всегда на одной и той же улице, которая до сих пор Прогонной называется.
В краеведческом музее Арзамаса собрана целая коллекция различных экспонатов на тему «гусь лапчатый», а одну из улиц города украшает памятник «Арзамасскому гусю». «Поселили» бронзового гуся неподалеку от главной площади города — Соборной, именно там и проводится новый, уже ставший традиционным праздник — «Арзамасский гусь».
Памятник гусю полюбился жителям и гостям города. Уже вошло в традицию для молодоженов начинать свою совместную жизнь около гуся. Появились даже некие обряды, такие как потереть хвост, лапу, крыло или клюв. Причем для каждого обряда разработаны оригинальные разъяснения. Так, хвост потереть надо, чтобы от долгов избавиться, лапу — далеко по жизни пойти, крыло — высоко взлететь, а клюв — чтобы в семейной жизни счастливыми быть. Ну, а малышне большое удовольствие доставляет на гуся забраться, да там немножко посидеть.