Как принять свое прошлое? Пример фильма «Поезд на Дарджилинг» Уэса Андэрсона

Реклама

Мне очень нравятся фильмы Уэса Андерсона. Он всегда старается сделать картинку яркой, интересной, полной мелких деталей, за которые то и дело цепляется взгляд. Причем делает он это достаточно умело — настолько, чтобы внимание привлекали именно те из них, что не просто добавляют правдоподобности, но и несут в себе какой-то смысл.

Это могут быть вещи, фразы и вроде бы незначительные привычки главных и второстепенных героев. Возьмем, например, так полюбившийся мне «Поезд на Дарджилинг». Что мы имеем? Трёх братьев, разрушенную из-за смерти отца семью и бесконечный индийский поезд с молчаливым бородатым проводником и хорошенькой девушкой-проводницей в придачу. Ну, это для начала.

Почти сразу нам показывают характеры и отношения братьев. Думаю, многие люди, выросшие в больших семьях, увидят, насколько живо и по-настоящему переданы семейные связки между ними. Ничего однозначного, никакого излишнего благородства, никакой откровенной подлости. Рассказанные секреты, выкуренные вместе сигареты, попытки улизнуть от братской опеки и обыкновенные словесные перепалки — за обеденным столом, перед сном и каждую свободную минуту.

Реклама

Но между ними есть еще одна, уже не такая обычная, связка, ниточка — слишком тугая и ненадежная. Перетянутая через образовавшуюся из-за случившейся год назад трагедии пропасть, но никак не помогающая эту самую пропасть преодолеть. Тема смерти отца.

Здесь ею пронизано все. Солнцезащитные очки Питера, которые он носит не на переносице, а приподняв на лоб — только из желания постоянно иметь при себе что-то в память об отце, а не потому, что они ему нужны. Вечное недовольство Фрэнсиса, когда он видит отцовские ключи и бритву у Питера. Рассказ Джека. Бинты на голове Фрэнсиса — «я пытался разбиться на мотоцикле». И отдельно — отцовские чемоданы, которые герои так символично таскают туда-обратно, несмотря на тяжесть и, в общем-то, ненужность. Эти чемоданы и есть то прошлое, которое невозможно носить с собой повсюду и которое в конечном счете придется оставить. Но как это сделать?

Реклама

Смерть отца — основополагающая, но совсем не единственная причина братских разногласий. Сбежавшая еще до начала похорон мать, да и сами по себе неудавшиеся похороны привели к тому, что раскол оказался не просто переломом, но раздробленностью. Случай неправильно сросшейся кости. Казалось бы, со временем все должно было наладиться, а «организм» семьи — прийти в норму. Но выздоровление в этой ситуации мнимо, и рано или поздно нужно было сломать все заново. Сломать, чтобы, наконец-то, сделать правильно, срастить кость в нужных местах и под верным углом. Иными словами, переиграть сценарий, пережив еще одни похороны — правильные похороны. И не будет никаких проблем с машиной, и все пройдет своим чередом; и безутешный отец погибшего мальчика вместо когда-то покинувшей трех братьев матери горько оплачет все смерти и потери.

Реклама

После того, как им это удается, все ожидаемо начинает становиться на свои места. Потерянная духовная близость постепенно восстанавливается. Появляются силы приехать к матери, посмотреть ей в глаза и спросить, наконец, почему она бросила своих детей, когда была им так нужна? Поговорить без слов, постараться, в конце концов, понять причину ее поступка. Выслушать ее последнее наставление, ставшее решающим: совет, просьба отпустить то, что изменить невозможно. Пережить еще один, завершающий круг повторяющегося сценария — побег, и смириться.

Смирение — вот что нашла в монастыре их мать и чего так не хватало им самим. Смирение, становящееся защитой и силой, позволяющее отвести взгляд от прошлого, чтобы посмотреть в будущее, в котором предстоит прожить столько важных событий. Рождение ребенка, встреча с другом и с любимой.

Думаю, не стоит объяснять, почему в конце фильма они без сожаления бросают все свои чемоданы…

…"Прошлое бывает слишком тяжелым для того, чтобы повсюду носить его с собой". Дж. Роулинг.

Реклама