И даже если вы никогда о нём не слышали, его песни знаете наверняка — вот только, скорее всего, ассоциируете их с совсем другими исполнителями. И это несмотря на то, что песни Даймонда всегда были очень личными, да и по звучанию не так уж сильно отличались от каверов…
«Solitary Man» (1966)
Настоящее имя нашего героя — Ной Камински, поэтому нетрудно догадаться, что происходил он из еврейской семьи, эмигрировавшей в США из Польши. Семья настаивала на медицинской карьере, но юноша бросил своё обучение в Нью-Йоркском университете буквально за полгода до окончания. Он предпочёл престижной профессии врача неблагодарный труд автора-песенника на одном из лейблов.
Поначалу песни приносили сущие гроши, независимо от того, писал ли он их для других или исполнял сам. Не помогал даже звучный псевдоним (Даймонд в переводе означает «бриллиант»).
Какая-то известность пришла к Нилу лишь в 1966 году, когда он выпустил сингл «Solitary Man» («Одинокий мужчина»). Текст песни представлял собой горькую жалобу на неверных женщин и заканчивался словами:
…пока я не найду девушку,
Которая будет верной и искренней,
Я останусь самим собой —
Одиноким мужчиной.
Спустя годы Нил скажет, что «после 4-хлетнего анализа по Фрейду я с удивлением понял, что „Solitary Man“ я написал о себе». Что касается музыки, то здесь Даймонд находился под большим впечатлением от песни «Michelle» группы BEATLES, и впервые попробовал написать песню в миноре.
Несмотря на грустное настроение, «Solitary Man» звучала довольно живенько, а меланхоличный голос певца оттенялся энергичным звуком духовых.
Впрочем, успех оригинального сингла был довольно скромным — 55-е место в чартах США. Зато песню тут же стали активно перепевать другие. Уже в том же 1966 году её перезаписал на итальянском языке Джанни Моранди. Песня стала называться «Se perdo anche te», а аранжировку сделал сам Эннио Морриконе.
В 1970 году, когда имя Нила Даймонда засияет в полную силу, автор выпустит «Solitary Man» ещё раз — и займёт с ней 21-е место.
Тем не менее, самой известной (и любимой многими) версией станет всё-таки кавер, записанный Джонни Кэшем в 2000 году. Именно за «Solitary Man» знаменитый певец отхватит «Грэмми» как «лучший мужской вокал в стиле кантри».
Через четыре года свой кавер выпустят и финские металлисты из HIM. При этом вокалист группы Вилле Вирго упомянет, что вдохновлялся, прежде всего, версией Кэша.
Вилле Вирго:
«Solitary Man» очень просто исполнять, но при этом очень просто потерять настроение песни, потому что в плане лирики это очень сложная песня — она о том, что ты одинок, но при этом счастлив".
Сколько людей — столько и мнений… Например, лично я до сих пор считаю лучшим оригинал — как в плане аранжировки, так и в плане эмоциональности исполнения.
«I'm a Believer» (1967)
Наверное, Даймонду было на роду написано быть поставщиком хитов для других исполнителей. Поэтому и первый громкий успех пришёл к нему как к автору, а не исполнителю. Вот и песня «I'm a Believer» («Я верю») была изначально написана (и уже записана) для сольного альбома Даймонда. Но тут к нему подошёл продюсер Донни Киршнер и спросил: нет ли в портфолио Нила каких-нибудь мажорных песенок, подходящих для его группы THE MONKEES?
THE MONKEES для своего времени были весьма новаторским и курьёзным экспериментом. По сути, это была не группа, а проект — своеобразный ответ США на «британское вторжение» БИТЛЗ, а если говорить прямо — попытка создать американскую копию ливерпульской четвёрки. Об этом говорило уже одно название проекта — MONKEES — искажённое написание слова MONKEYS («Обезьянки»), также, как
Изначально проект создавался исключительно под развлекательное телешоу о жизни рок-группы — в духе битловского фильма «A Hard Day’s Night». Поэтому ребята в группу отбирались по кастингу — при этом главным критерием был не исполнительский талант, а внешняя миловидность и схожесть с «битлами». Петь парням, правда, разрешали, а вот играть полагалось только под фонограмму, записанную студийными музыкантами.
Телешоу THE MONKEES стало безумно популярным практически сразу. А, как известно, раскрутка в мире поп-музыки играет решающую роль. Так случилось и с песнями Даймонда, которые Киршнер отобрал для своих подопечных.
Нил Даймонд:
«Глава моей звукозаписывающей компании пришел в ярость, так как почувствовал, что я отдал другой группе записи, способные возглавить чарты. Мне же было наплевать, потому что я должен был платить за квартиру, а мне все не платили за мои записи, а THE MONKEES продавали пластинки».
Стоило только «I'm a Believer» прозвучать в телеэфире, как сингл с записью тут же взлетел на вершину американского топа, завис там на семь недель и стал самым продаваемым синглом 1967 года. И хотя оригинальная версия Даймонда такого успеха не имела, он заработал свой первый авторитет и деньги. У THE MONKEES тоже прорезались зубки. Роль болванчиков, поющих под «фанеру» им надоела, и они, к неудовольствию продюсера, рискнули отправиться на гастроли. И, надо сказать, провели их весьма успешно.
Хотя «I'm a Believer» ассоциируется, прежде всего, с THE MONKEES, многие наши соотечественники, скорее всего, услышали песню в исполнении… актёра Эдди Мерфи. Именно он озвучивал болтливого осла из м-ф «Шрек» (2001), и именно осёл поёт эту песню в самом финале влюблённой драконихе.
…как только я увидел её лицо ,
Сейчас я верю,
Ни осталось сомнения,
Я влюблён,
Я верю,
Я не могу оставить её, даже если попытаюсь.
«Girl, You’ll Be a Woman Soon» (1967)
После успеха «I'm a Believer», наконец-то, пошла вверх и сольная карьера Даймонда. Успех сопровождал певца вплоть до конца 1980-х. Однако о нём стали забывать, как в 1994 году на экраны вышел знаменитый к-ф Квентина Тарантино «Криминальное Чтиво».
Умение режиссёра откапывать и реанимировать старые хиты всегда было выше всяких похвал. И вот перед съёмками «Чтива» Тарантино наткнулся в одном из голландских музыкальных магазинов на пластинку малоизвестной группы URGE OVERKILL. И услышал то самое: «Гё-о-орл, юлл би э вумэ-э-эн… сун!». То бишь, «Девочка, ты скоро станешь женщиной».
Квентин Тарантино:
«Я взял ее и подумал: „Ух ты, это реально крутая песня“. И она просто долго валялась у меня. А затем я работал над сценой с Умой, куда она фантастически вписалась и стала культовой».
Да-да, эта та сцена, где героиня Умы Турман соблазняет своего охранника в исполнении Траволты, а тот старается убедить самого себя не делать глупостей.
Каково же было моё удивление, когда я узнал, что данный шедевр был первоначально записан Нилом Даймондом ещё в 1967 году и от кавера URGE OVERKILL мало чем отличался! Разве что звучал не так сумрачно и зловеще, ведь песню Даймонд написал для своих фанаток, многие из которых пребывали как раз в пубертатном возрасте. Эта была своеобразная благодарность певца за поддержку, которую девчонки оказали ему в начале карьеры.
Кстати, «Girl, You’ll Be a Woman Soon» и тогда не прошла незамеченной — в 1967 году песня стала № 10 в США. Но, как видите, спустя годы подзабылась. А тут, значит, URGE OVERKILL и Тарантино…
Поначалу Нил не очень хотел давать разрешение на использование песни в фильме — из-за обилия сцен насилия. Но, так или иначе, песня прозвучала, и о Даймонде очередной раз вспомнили. Вот только группа URGE OVERKILL как внезапно выскочила из неизвестности, так туда же быстро и канула.
Зато Нил Даймонд до сих пор поёт и пишет песни — надо сказать, более чем успешно. Записать альбом, возглавивший топ США («Home Before Dark» 2008 г.), когда тебе исполнилось 67 лет, дано не каждому.