Как Ричи Блэкмор сменил ТЁМНЫЙ ПУРПУР на РАДУГУ? Ко дню рождения гитариста

Реклама
Грандмастер

В 1974 году родной DEEP PURPLE надоел Ричи Блэкмору хуже горькой редьки. Во-первых, ему не нравился крен музыки группы от рок-н-ролла в сторону фанка. Во-вторых, просто захотелось самореализоваться — вне рамок именитого коллектива.

Как Ричи Блэкмор сменил ТЁМНЫЙ ПУРПУР на РАДУГУ? Ко дню рождения гитариста

Ричи Блэкмор:

Реклама

«Я хочу быть самим собой. Денег я уже заработал достаточно — теперь поиграю в своё удовольствие. Получится у меня это или нет — не имеет значения».

Главным соратником Блэкмора в новом начинании неожиданно стал вокалист группы ELF, с которой DEEP PURPLE в то время гастролировал. Настоящее имя певца было Рональд Павадона, а сам он происходил из семьи итальянцев, эмигрировавших в США. Однако для сцены парень выбрал другое итальянское словечко — Дио — мягко говоря, крайне нескромное. Прямо как в известной советской комедии: «Очень приятно, Бог. Бог. Очень приятно!».

Парень не удался ростом, зато голос у него был действительно божественный, да ещё и кое-какие поэтические таланты имелись. Во время одной из совместных посиделок в лос-анджелевском кабачке «Rainbow» («Радуга») Ричи подкинул Дио пробное испытание — придумать текст к одной из его мелодий. Уже на следующий день текст был готов, и на свет появилась песня под названием «Sixteenth Century Greensleeves» («Зелёные Рукава XVI века»).

Реклама

Плюс ко всему выяснилось, что Ричи и Дио одинаково увлечены средневековой эстетикой: гитарист давно любил музыку эпохи барокко, а вокалист — всяческие сказания и легенды.

Проблему с остальным составом решили просто — Дио взял и увёл под крыло Блэкмора практически всю свою группу ELF. В результате возник новый проект RAINBOW, оттянувший на себя внимание многих поклонников DEEP PURPLE. Оно и понятно — с уходом Гиллана, а теперь и Блэкмора (важнейшего из композиторов), старый коллектив окончательно утратил своё «классическое» обличье.

«The Temple Of The King» (1975)

Продюсеры Блэкмора настаивали, что в целях рекламы название новой группы обязательно должно содержать его имя. Гитарист пошёл на уступку, и первый альбом нарекли «Ritchie Blackmore’s Rainbow» (впоследствии от этой приставки избавятся).

Реклама

Первым синглом альбома стала песня «Man On The Silver Mountain» («Человек на Серебряной Горе») с запоминающимся гитарным риффом и мифическом текстом. Он поётся от лица некоего мессии, который призывает слушателей сделать его объектом поклонения («Приди и сделай меня снова святым»). С учётом атмосферы рок-концертов эти строчки звучали более чем наглядно. Более того — когда первый вокалист RAINBOW в 2010 году умрёт, на его могиле так прямо и выбьют: «Человек на Серебряной Горе Ронни Джеймс Дио».

Дебютный альбом вообще вышел очень разнообразным и довольно успешным (№ 11 в Британии, № 30 в США). Дио считал лучшей песней пластинки лирическую «Catch the Rainbow». Однако, по моим наблюдениям наиболее долгоживущей и любимой у многих слушателей стала другая баллада «The Temple Of The King» («Храм Короля»). Недаром эту безумно красивую вещицу Блэкмор в 2013 году перезапишет для своего нового проекта BLACKMORE’S NIGHT и посвятит памяти Дио.

Реклама

Надо сказать, что Ричи никогда не стеснялся признавать, что нередко черпает свои идеи в творчестве других музыкантов. Так «Catch the Rainbow» была вдохновлена композицией Джими Хендрикса «Little Wing», а на мотив «The Temple Of The King» Блэкмора и вовсе натолкнула мелодия из какой-то ТВ-передачи для йогов («Я её просто немного переделал»).

«Stargazer» (1976)

Что касается мощных «забойных» композиций, то здесь я отдаю первенство второму альбому RAINBOW — «Rising» («Восхождение»). Впрочем, если читать надпись на обложке целиком, то можно перевести название и как «Восхождение Радуги».

Само словечко «Восхождение» прямиком отсылало нас к тексту лучшей песни альбома (а, возможно, и группы вообще) «Stargazer» («Звездочёт»). Открывается она зубодробительным барабанным солом в исполнении Кози Пауэла. Кози был новобранцем, потому что к моменту записи «Rising» почти весь старый состав RAINBOW был уволен. Эта тенденция постоянных перестановок сохранится и в дальнейшем. Шутка ли — каждый альбом RAINBOW записывался с новым составом!

Реклама

Но вернёмся к песне. После барабанной дроби в ход вступают мощные гитарные риффы с явным восточным привкусом. Готов поспорить, что без влияния знаменитого хита LED ZEPPELIN «Кашмир» здесь дело точно не обошлось.

Кроме того, Блэкмор вспомнил и о старых экспериментах своего коллеги по DEEP PURPLE — Джона Лорда — с симфоническим оркестром. Тогда они гитариста здорово раздражали, но теперь он счёл симфонизм уместным. И тому была причина.

Ричи Блэкмор:
«B „Stargazer“ очень простой рифф. В то время я как раз учился играть на виолончели. А так как обучение только начиналось, то у меня получалось играть только самые простые вещи. Когда человек начинает играть на другом инструменте, и у него не совсем хорошо это получается, то он открывает другие звуки, другие ноты».

Реклама

Так как альбом записывали в немецком Мюнхене, на помощь был призван местный оркестр под управлениям Райнера Питча. Правда Ричи не позволил академической музыке господствовать над рок-н-роллом — явственно оркестр становится слышен лишь в завершающей коде. Песня вышла, хоть и длинной (8 минут), зато отменной — с плотным, роскошным, по-настоящему, эпическим звучанием. Дио не только от всей души спел, но и, как водится, написал очередной «фэнтези"-текст.

Дио:
«„Звездочет“ написан от лица древнеегипетского раба. Он служит волшебнику, который одержим идеей полететь. Он все время смотрит на небо. Рабы строят каменную башню, такую, чтобы Звездочет мог с нее прыгнуть. В конце он пытается полететь, и конечно, падает на землю и умирает. Рабы свободны.

Реклама

Тут „Звездочет“ заканчивается и начинается „A Light in Black“ (следующая песня — С.К.). Волшебник мертв и рабы на свободе. Но вся их жизнь держалась на вере в своего хозяина и на то, что он сможет полететь. Они не знали, что делать, пока не увидели свет во тьме».

Многие из песен альбома были уже обкатаны на гастролях и репетициях, поэтому сама запись пластинки заняла — смешно сказать — 10 дней! А длиннющую «A Light in Black» умудрились записать и вовсе с одного дубля.
Так как «Rising» вышел жёстким, тяжёлым и бескомпромиссным, многие фанаты RAINBOW считают его лучшим альбомом группы.

«Long Live Rock’n’Roll» (1978)

В помпезности концерты RAINBOW не уступали песням. Перед выступлением раздавался голосок Джуди Гарденд из к-ф «Чародей из Страны Оз»: «Тотошка, мне кажется, мы больше не в Канзасе! Мы, должно быть, над радугой!». После чего на сцене зажигалась разноцветными огнями гигантское сооружение в виде радуги, которое изрядно пугало Дио (однажды деталь конструкции рухнула, чуть не раздавив певца).

Реклама

Из новых песен, представленных на гастролях 1977 года особенно выделялась «Long Live Rock’n’Roll» («Да здравствует, рок-н-ролл!»), которая вытеснила из плей-листа эпического «Звездочёта». Именно она дала название очередному альбому группы и стала его первым синглом.

Сей лозунг мы можем увидеть и на развороте конверта виниловой пластинки. Его держит в руках один из представителей толпы на рок-концерте. Правда, оформители схитрили. На самом деле было использовано фото публики с концерта совсем другой группы — RUSH. Поэтому оригинальную надпись на плакате замазали и заменили на нужную.

Хотя пластинка 1978 года и вышла достаточно крепкой (№ 7 в Британии), её запись проходила тяжело и вяло. Процесс протекал в старинном французском замке, поэтому Ричи большую часть времени проводил за общением с местными «призраками» да игрой в футбол. Гитарист признавал, что из всего материала альбома ему по-настоящему нравилась только одна композиция — «Gates Of Babylon».

Реклама

И самое главное — Ричи и Дио — стали уставать друг от друга. Результатом стало не только увольнение вокалиста, но и изменение стилистики группы.

О жизни RAINBOW после Дио я расскажу уже в следующей статье.

Реклама