Спектакль «Язычники». В чем смысл человеческого бытия?

Реклама

Спектакль «Язычники» поставлен в театре им. М. Н. Ермоловой по пьесе драматурга Анны Яблонской, трагически погибшей в 2011 году при взрыве в аэропорту «Домодедово». Спектакль — об обыкновенной жизни, в которую, как во все без исключения, врываются проблемы, радости, любовь или трагедии. И если разобраться, то люди ко всему этому абсолютно не готовы…

Люди превращают любовь в катастрофу, ее отсутствие — в трагедию. Люди — мелочны, глупы и суетливы, при том что образованны, преданны и мудры. Они не знают чего хотят, даже когда уверены в обратном. Сначала они паранойяльно создают семьи, потом экспериментируют с семейной жизнью. Потом ищут семейное счастье на его развалинах. Затем, наигравшись, ищут виновных и строят жертвенники. Речь идет не об особенно удрученных экземплярах. Речь идет о самых обыкновенных думающих людях, которые точно не знают — у них все есть или ничего нет. Глядя на себя, они могут сказать и то, и другое. В обоих случаях — с абсолютной уверенностью.

Потому что, чтобы понять себя, нужно сравнить с окружающими. Иначе себя не видно. Иначе — полная анестезия, беспамятство и потеря чувствительности.

Реклама

Это мы. Современные люди и не только. Серебряный век такое тоже когда-то проходил. Язычники, богохульники, атеисты-безбожники, искренне уверовавшие и заживо воскреснувшие. Это мы все. Без исключения.

Учитель об этом доходчиво рассказывает. Он изысканно манерен, учтиво холоден, знает свой предмет, наслаждается толпами поклонниц (Дмитрий Павленко). Тогда, в Серебряном веке, смысл происходящего был настолько утерян, что стихи считались безумной роскошью. Но люди их писали. Красиво преподнеся на лекциях свой декаденствующий индивидуализм, язычество древних народов и идеи агностицизма, преподаватель поразил воображение девушки (тонкая, трепетная работа Кристины Асмус). Она страшно влюбилась. Учитель позволил себе заняться сексом с влюбленной студенткой, но испугался навредить своей карьере. Он попросил студентку больше его не преследовать.

Реклама

Девушка думала не очень долго. Она пострадала несколько месяцев, бросила институт, написала записку «Без него смысла в жизни нет» и сбросилась с балкона. Благодаря всем чистым и нечистым силам, которые удалось привлечь, девушка выжила. Начала заново учиться ходить и думать. А лицо того, без которого смысла в жизни не было, напрочь забыла. Помнить историю — помнила, но забыла лицо. Как будто его и не было. Надо же — значит, хранила его в неглубокой памяти, а думала — навсегда. Вот как бывает.

А бог? Где был бог? Или еще шире — где он вообще?

Можно и ремонт делать с богом, и молиться без него. И, главное, самому не знать, с богом сейчас находишься или без него. Как и спектакль, на который идешь — не знаешь, что получишь взамен отданному времени.

Реклама

Без бога бы ничего не было. Или все существует без него? Он смотрит на человека, который у последней черты, дает шанс подумать, а потом спасает. Или нет. Кому что на роду написано. Если бы дело было только в боге, то все бы уверовали и жили во славу божью.

«Спектакль „Язычники“ — о людях, погрязших в мирском и забывших бога, а потом его нашедших», — можно так написать об этом спектакле, если от него нужно быстрее отписаться. На самом деле, спектакль совсем не об этом.

Бога никто не искал, и он ни к кому не приходил. Мать (Наталья Кузнецова) зашивается, чтобы оплатить дочери образование. Муж (Николай Токарев) превратился в домашнего трутня, погрузившись в обиды и образ непонятого гения. Неожиданно является блаженная бабушка (Наталия Потапова), которая пятнадцать лет скиталась по монастырям, отмаливая всечеловеские грехи.

Реклама

— Сыночек, ты что — куришь?
— С четвертого класса, мам.

Сосед — боцман (Владимир Зайцев), взявшись помочь с ремонтом, только тянет деньги и вызывает раздражение. Но это о житие.

А что касается веры… Это вопрос очень личный. Бабушка верует фанатично. Еще бы, она посетила четвертое земное пристанище Богородицы. Она видела чудеса своими глазами. Ей легче.

У боцмана тоже есть повод уверовать — его когда-то спасла деревянная маска от возможности стать обедом у туземцев-каннибалов. Поэтому боцман тоже верует. В дух предков, но конкретно и от всей души.

Отец девушки верует слабо, особенно, когда обнаружил, как священник торгует спиртным. А мать к богу обратилась, когда… Когда не обратиться не могла. Когда с божьей или с небожьей помощью девочка выжила. Когда она стала ходить и в доме снова зазвучал ее прекрасный звонкий голос.

Реклама

Без бога жить можно. С ним жить тоже непросто. Боцман правильно говорит:

— Вижу, вот он есть. Сейчас я буду счастливым. А мне все хуже и хуже.

Значит, не совсем в нем дело.

Люди пытаются понять, в чем смысл существования. Если и так тяжело, и так. И только когда в доме, как звон небесный, снова звучит детский голос, человек понимает, когда он был счастлив. Человек видит смысл и больше в нем не сомневается.

Спектакль стоит посмотреть тем, кто делает ремонт или никогда его не делал. Тем, кто одинок или окружен близкими. Можно спектакль посмотреть риелторам, музыкантам, врачам, студентам и боцманам. Можно посмотреть язычникам и агностикам. И всем остальным, конечно, кто когда-нибудь пытался понять, что такое счастье. Или захотел прийти к богу. Или подумал, что захотел. Это дело личное.

Реклама

Но спектакль посмотреть нужно всем. Чтобы вопросов стало меньше. Или больше. Но это опять — очень личное.

Режиссёр-постановщик — заслуженный деятель искусств России Евгений Каменькович.
Художник-постановщик — лауреат Государственной премии России Игорь Попов.
Художник по костюмам — Евгения Панфилова.
Художник по свету — заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов.
Музыкальное оформление — Рубен Малхасян.

Спектакль содержит ненормативную лексику.

Премьера состоялась 15 декабря 2012 года.

Реклама