Одним из таких мастеров является живущий неподалеку от Екатеринбурга Александр Порубенко. Он-то и рассказал о том, как самому и в своем дворе построить, например, аналог грозной немецкой машины времен Второй мировой войны — PzIVF2. Это сокращенное название танка Порубенко. Полное же звучит еще страшней: ТPzKpfw IV Ausfuhrung F2. Или просто ТIV.
— Александр, российским читателям наверняка интересна биография человека, сумевшего своими руками построить такой танк вдали от линии фронта. Вы — военный?
— Мои основные жизненные профессии — водитель и механик. Окончив среднюю школу и техникум, я трудился в организациях, с армией никак не связанных. За исключением нескольких лет в ГАИ.
— Идея построить танк пришла именно там?
— Нет, возникла еще в детстве. Причем поначалу речь шла не о боевом танке, а о вполне мирном вездеходе. Мне всегда куда больше нравился процесс изготовления чего-то своими руками, нежели полученный впоследствии результат. Удовольствие я получаю именно от конструирования, придумывания чего-то необычного. Так что когда две скрученные железки и приделанный к ним моторчик вдруг оживают и начинают шевелиться, то испытываю радость и даже гордость. Скажем, первый дульный тормоз для своего ТIV я сделал из обрезка… канализационной трубы!
Что же касается именно танка, то толчком для начала работы послужил популярный советско-польский фильм начала 1970 годов «Четыре танкиста и собака». Посмотрев его в детстве и проникшись судьбами главных героев, очень захотел стать таким же. Хотя в армии пришлось служить в авиации, мечта сохранилась, продолжала требовать воплощения. Так что когда спустя годы я все же приступил к изготовлению вездехода, то решил сделать его своеобразным — в виде, например, немецкого танка. Так во дворе появился мини-«тигр», мой «тигренок».
Между прочим, когда в стране начался кризис и с деньгами стало совсем плохо, я решил «тигренка» продать какому-нибудь «новому русскому» или пейнтбольному клубу. Потенциальные покупатели приезжали, смотрели-стучали, после чего в один голос удивленно восклицали: «Так он же у тебя фанерный!» Вот тогда я всерьез разозлился и решил построить уже настоящий танк, из железа! Чем и занялся примерно два с половиной года назад, для начала продав свою спецмашину.
— Да, но почему именно немецкий? А не знаменитый советский Т-34, как в фильме?
— Подобный вопрос мне задают постоянно. Во-первых, сразу возникла мысль, что реконструкции боев Великой Отечественной проходят у нас с серьезным искажением исторической правды. Ведь «красноармейцы» в них передвигаются обычно на прекрасно сохранившихся как раз «тридцать четверках» и вооружены автоматами, а вот «немцы» — пешком и с палками. И у молодых людей возникает вполне логичный вопрос. Если у СССР действительно было такое преимущество в технике, то почему тогда война шла так долго, а Гитлер едва не захватил Москву и Ленинград? А во-вторых, строить именно Т-34 мне было не очень интересно, в России этих танков и так полно, причем настоящих.
— Интересно, а еще прототипы вашего ТIV в стране имеются?
— Насколько я знаю, их всего три. Два находятся на полигоне в подмосковной Кубинке, но «ходячий» из них только один. И еще один — у меня дома.
Ну, а в-третьих, я ведь сразу хотел, чтобы танк мог ехать самостоятельно. Однако ходовая часть, которую смог найти — от ДТ-75, точнее от двух таких списанных тракторов, разобранных до основания и раздвинутых до нужных размеров по найденным в Интернете чертежам и фотографиям, подходила только для немецкой бронетехники.
— Двигатель тоже от трактора?
— От автомашины ЗИЛ-157. Он на 120 лошадиных сил, работает на бензине. У немцев, кстати, стоял подобный же двигатель, но на 250 и 370 «лошадей». Добавлю, что вес немецких машин был от 17 до 26 тонн, а у моей получился примерно 8−8,5.
— Строили танк самостоятельно?
— Да, на свои деньги. Но время от времени, когда в одиночку было просто не справиться — скажем, при натяжке гусениц, — на помощь приходил мой товарищ Павел Денисов. Часто приезжал и будущий командир нашего танкового экипажа — инженер-электронщик Максим Войдеславер. Несколько друзей и знакомых помогли приобрести металл для корпуса и даже отдельные детали. Так, старую, никому не нужную плиту для еще одного своего «ребенка» — 120-мм полкового миномета — я случайно увидел в проезжавшем мимо грузовике. Тут же догнал машину и сторговался с водителем.
— Во сколько этот раритетный бронированный «тяжеловес» вам в итоге обошелся?
— Почти в миллион рублей. Но это не считая того, что часть металла и деталей — например, крючки для подъема башни и глушитель, — были подарены. К слову, приведу такой пример. Для фильма «Белый тигр», снимал который режиссер Карен Шахназаров, в Самаре построили настоящий «тигр». По разным данным, на его изготовление потратили от 16 до 26 миллионов рублей!
— Надеюсь, ваш чудо-танк прошел регистрацию в некогда родной ГАИ?
- Обязательной регистрации он, к счастью, не подлежит. Его можно было зарегистрировать только в Гостехнадзоре — как трактор. Я же не езжу на танке в булочную, не являюсь полноценным участником дорожного движения.
…Один умный человек как-то сказал: «В России День Победы заканчивается вечером 9 мая. И уже 10 мая никто не помнит ни о нем, ни о войне, ни о фронтовиках».
Уральский механик Александр Порубенко не согласен с такой ситуацией. И своим уникальным, единственным в стране творением словно кричит: память о Великой Отечественной войне и подвиге ее победителей должна жить не только один праздничный день. Правдивую, настоящую историю своей страны, пусть и с жертвами, с болью, нельзя забывать, нужно хранить, беречь и показывать. Даже в так называемых реконструкциях с участием почти настоящего вражеского танка, условно подбитого и взятого в плен «советскими» артиллеристами…