При этом у нас творчество SUPERTRAMP никогда особой популярностью не пользовалось. Не являюсь его фанатом и я. Поэтому наш разговор пойдёт всего о двух песнях группы, одна из которых — «The Logical Song» — действительно является маленьким шедевром, и вы, скорее всего, её слышали.
Карьера SUPERTRAMP развивалась довольно причудливым образом. Эта британская группа была образована ещё в 1969 году двумя незаурядными композиторами — Риком Дэвисом и Роджером Ходжсоном. Казалось, что успех был предречён SUPERTRAMP с самого начала. Во-первых, группу начал спонсировать голландский миллионер Стенли Майселис. Во-вторых, как раз начиналась эра арт-рока, а SUPERTRAMP подвизались именно на этой благодатной ниве.
Тем не менее, везение оказалось обманчивым. Первые два альбома пролетели, как фанера над Парижем, миллионер интерес к коллективу потерял и оставил музыкантов вместе с большими долгами за студию.
По иронии судьбы тут-то всё и началось… Дэвис и Ходжсон руки не опустили, переформатировали состав группы и записали в 1974 году альбом «Crime Of The Century». Пластинка неожиданно обрела долгожданный успех, а сингл «Dreamer» попал в Британский ТОП-10.
Успех был не в последнюю очередь связан с тем, что музыканты приблизили развесистые арт-опусы к поп-стандарту, хотя сказать, что они изменили своему стилю, тоже нельзя.
Дэйв Марджерсон:
«Университетская аудитория находила в их песнях скрытый смысл, но домохозяйкам и отцам семейств они тоже нравились, потому что эти песни были очень мелодичными».
Стабильная популярность резко пошла вверх после выхода уже упомянутого альбома «Breakfast in America». Записывали и сводили его долго — почти год. До тех пор, пока лейбл строго-настрого не приказал сдать альбом к 22 февраля 1979 года. Собственно, в ночь перед этим сроком сведение и закончили.
По воспоминаниям звукорежиссёра, запись альбома происходила без особых ссор, но Ходжсон вспоминал, что Дэвис не очень был доволен его материалом. Дело в том, что, хотя на пластинке все песни подписывались «Дэвис-Ходжсон», творили композиторы отдельно. У них был разный подход к созданию песен. И даже голоса были разные: у Ходжсона — высокий и пронзительный, а у Дэвиса — хрипловатый и низкий.
Одним из камней раздора стала собственно композиция «Breakfast in America» («Завтрак в Америке»). Ходжсон написал её ещё в ранней юности, и текст представлял собой ироничный взгляд на мечты молодого британца об Америке.
Пер. Tanya Grimm:
Взгляните на мою подружку,
Она все, что у меня есть.
Она так себе подружка,
Но мне, похоже, никогда не светит лучшего.
Сяду в огромный аэробус и слетаю за моря,
Я так хочу увидеть Америку,
Увидеть девчонок из Калифорнии…
Можно нам копченых селедок на завтрак?
Мама дорогая, мама дорогая.
Они, должно быть, едят их у себя в Техасе,
Потому что каждый там миллионер.
Р. Ходжсон:
«Что касается творчества, моя поздняя юность была невероятно плодотворным периодом. Я купил фисгармонию и сочинил много базовых тем, которые пригодились много лет спустя…
…Я помню, БИТЛЗ только что уехали в Америку, и я был впечатлён всем этим. Видя всех этих California Girls, я думал: я тоже хочу быть в этом месте (кстати, музыкант свою мечту реализовал — он до сих пор живёт в Калифорнии — С.К.)».
Альбом на этот раз пытались сделать менее концептуальным и навороченным, поэтому старенькая песенка Ходжсона вполне в него вписывалась. Тем не менее, Дэвису не нравилась её легкомысленность, и он несколько раз просил коллегу переписать текст. Тот искренне старался, но новая лирика плохо приживалась, и он оставил всё как есть.
Ещё больше раздражало Дэвиса, что «Breakfast in America» должна была дать название всему альбому (он хотел что-то более солидное и активно продвигал название своей композиции «Goodbye Stranger» — «Прощай, незнакомец»).
В итоге руководство всё-таки решило, что «Завтрак в Америке» звучит более смешно и привлекательно. К тому же, это название давало большой простор фантазии при оформлении обложки. Обложка действительно вышла замечательной. На ней был представлен как бы вид на Нью-Йорк из окна самолёта. При этом город напоминал сюрреалистичную композицию, где роль статуи Свободы играла зрелая официантка, держащая вместо факела стакан апельсинового сока, а здания предстали в образах коробок, кружек, пепельниц и бутылок.
Самым большим хитом альбома (да и группы вообще) стала ещё одна композиция Ходжсона под названием «The Logical Song» («Логичная песня»), которую Британская академия композиторов назвала лучшей песней года, как музыкальном, так и поэтическом плане.
Надо сказать, что в песнях Ходжсона слова действительно были прочно связаны с музыкой, как фонетически, так и ритмически. Музыкант говорил, что обычно сочиняет так: наигрывает рифф на рояле и напевает всякую тарабарщину, пока не почувствует, что какое-то слово или фраза идеально ложатся на музыку. Так произошло и с его хитом — сначала выскочило слово «Logical», оно показалось интересным и определило тему композиции. В результате, текст будто хлестал тебя по ушам своими акцентированными рифмами: «wonderful — miracle — beautiful — magical», «radical — liberal — fanatical — criminal».
Сам же текст был резкой критикой системы образования. Ходжсон затрагивал эту тему и раньше — а именно в замечательной песне 1974 года «School» («Школа»). Однако там всё сводилось к протесту против школьных рамок и давления на личность. Текст «The Logical Song» был намного глубже. В нём пелось о том, что школа учит человека, как быть «презентабельным овощем», но ничего не даёт его сердцу. А холодная рассудочность и расчётливость убивает всё живое и творческое. Кроме того, Ходжсон намекал, что тема песни как бы и некая полемика с Дэвисом — точнее, с его излишне рассудочным подходом к творчеству.
Пер. Александры:
Когда я был молод, жизнь казалась такой удивительной
Чудесной, такой прекрасной, волшебной.
И все пташки на деревьях пели так счастливо,
Весело, задорно наблюдая за мной.
Но затем они отослали меня, чтоб научить уму-разуму,
Логичности, ответственности, практичности.
И они показали мне мир, где я мог быть таким надежным,
Клиническим, рациональным, циничным.
Р. Ходжсон:
«Они учат нас внешней стороне жизни, но мы не знаем, что делать с тем, что внутри. …Помню, как после окончания школы я был в недоумении, и эта песня родилась из моего замешательства, которое сводилось к одному вопросу: пожалуйста, скажите мне, КТО Я?
…Мне говорили, что в школах моя песня — одна из самых цитируемых».
Как и «Breakfast in America», «The Logical Song» Ходжсон извлёк из своих старых «запасов». Песню доработали, украсили звуком кастаньет и саксофонным соло, и выпустили в народ. Сингл стал № 6 в США, и № 7 в Британии.
Успех снискали и другие песни альбома — «Breakfast in America» (№ 16 США, № 9 Британия) и «Goodbye Stranger» (№ 15 США). Что до самого альбома, то он разлетелся по миру тиражом более 20 млн. копий, а в 1980 г. отхватил два «Грэмми» за лучшую обложку и лучшую звукорежиссуру (последнюю получил Питер Хендерсон).
Однако запас прочности к этому моменту почти иссяк. SUPERTRAMP выпускают в 1982 г. ещё один студийный альбом, после чего Ходжсон покидает группу. Ну, а дальнейшая история коллектива уже не столь интересна.
В 2002 году очень успешный кавер на «The Logical Song» сделает группа SCOOTER. Звучать он, конечно, будет по-идиотски, но что ещё ожидать от этих дискотечных крикунов?