Сам Евгений Абрамович в детстве выучил итальянский и французский языки, а позже, в частном немецком пансионе, освоил и немецкий язык, чтобы поступить в Пажеский корпус. В детстве и юности поэт мечтал о том, чтобы посвятить себя военно-морской службе. Однако строгая дисциплина корпуса привела к резкому внутреннему сопротивлению заведенным порядкам, в результате чего Евгений Абрамович был вначале оставлен на второй год, а позже и вовсе исключен из корпуса. Баратынскому было запрещено поступать на государственную службу, и именно это событие оставило на нем тяжелый психологический отпечаток, который привел его к «сумрачной поэзии».
Прославился Евгений Абрамович в возрасте уже 26 лет, после издания поэм «Эда» и «Пиры».
Таким образом, Баратынский, хотя и был известен как поэт-романтик, тем не менее, незаслуженно остался в тени великого гения Пушкина, более того — Евгения Абрамовича признавали лишь как поэта пушкинской школы.
Последние годы жизни Баратынского стали переходом к поэзии более мрачной, отягченной такими «сумрачными» темами, как одиночество. В возрасте 42 лет Евгений Абрамович издает свой последний, самый сильный и противоречивый, сборник стихов «Сумерки». Смертельный удар по эмоциональному состоянию поэта совершил знаменитый критик Белинский, обвинивший Баратынского в восстании против просвещения и науки. Именно это было главной ошибкой со стороны Виссариона Григорьевича, слишком критично отнесся он к тому, что писал
Евгений Абрамович Баратынский умер в Неаполе в 1844 году. Ныне похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Позднее творчество Баратынского не было понято современниками, и те рассматривали его как чересчур рассудочного поэта, но сильный удар по репутации нанесли безапелляционные оценки Белинского.
Пересмотреть подобную оценку смогли лишь поэты-символисты в начале ХХ века, признав за Евгением Абрамовичем право называться лириком-философом. Более того, практически все поэты ХХ века достаточно доброжелательно отзывались о Баратынском и о его творчестве.
Евгений Абрамович прочно вошел в историю русской литературы как самостоятельный поэт, твердый духом, отвергающий все косное и ложное. А его поэзия до сих пор вызывает определенное состояние духа, поражая своей оригинальностью, незаурядностью мысли, а так же ее безупречным эстетическим выражением.