Как Питер Гэбриэл поразил мир пластилиновой кувалдой?

Реклама
Грандмастер

Если до 1986 года Питер Гэбриэл экспериментировал и всячески самовыражался, то теперь решил совместить приятное с полезным — попытаться завоевать внимание массовой аудитории. Он даже изменил своей традиции — не давать названия альбомам.

«Можешь купить себе паровоз, Если просто хочешь проложить себе курс, Можешь купить себе самолет и летать, Если вернешь себе назад голубое небо. Все, что тебе надо сделать - лишь позвать меня, Я буду таким, каким надо тебе»

По легенде, когда представители звукозаписывающей кампании стали просить его хоть как-то наречь очередной лонгплей, он неопределённо протянул: «So…» (что-то вроде вводного «ну», «итак»). Этого было достаточно.

Реклама

Джилл, жена Гэбриэла:
«Он говорил: «Да, я хочу этого! Я хочу успеха». Именно с эти настроением он работал над альбомом. Вместо прежних идей о том, что он не такой, как все, особенный, уникальный, понятный не для всех, этим альбомом он говорил: «К черту все! Я прорвусь, я позволю себе добиться успеха».

Поставленную задачу Гэбриэл выполнил с блеском. Альбом «So» возглавил топ Британии, стал № 2 в США и до сих пор является вершиной коммерческого успеха Питера. При этом нельзя сказать, что творец так уж «прогнулся под изменчивый мир» — просто это был некий отфильтрованный экстракт из всего наработанного ранее.

«Sledgehammer» (1986)

Главный удар по массовому сознанию Гэбриэл решил нанести с помощью видео. Результат был настолько ошеломляющим для своего времени, что равнодушным не остался никто: «Питер Гэбриэл? А! Это тот чувак, который снимает прикольные клипы!».

Реклама

Первым видеотараном стала задорная песенка под красноречивым названием «Sledgehammer» («Кувалда»).

Питер Гэбриэл:
«Это моя попытка воспроизвести настроение и стиль музыки, которая больше всего нравилась мне, когда я был подростком — соула 60-х. Тексты многих из этих песен были полны шутливых эротических намеков. Я попытался отдать дань этой песенной традиции».

Кроме традиционных фанковых ритмов в сочетании с бодрыми духовыми, экзотическую изюминку песне придала сэмплированная флейта сякухати, звучащая во вступлении и проигрыше.

Питер Гэбриэл:
«Мне говорили: „Ты наверняка сознавал, что это коммерческий трек“, но я это понял, только когда мы начали снимать клип».

Основной упор в клипе был сделан на пластилиновую анимацию, для чего пригласили ребят со студии «Aardman Animation» (она прославится позже мультиками про Уоллеса и Громитта).

Реклама

Самой мучительной для певца стала необходимость находиться без движения, пока вокруг него выстраивались пластилиновые декорации. Съёмки проходили, как и принято в подобной анимации, покадрово. Собственно, это заметно по дёрганым прерывистым движениям лица Питера. Однажды певцу пришлось без движения пролежать под листом стекла целых 16 часов.

Текст, наполненный множеством сексуальных метафор — вроде паровоза, опыляющих цветы пчёлок, фруктов и, конечно, кувалды (ну… понимаете, о какой кувалде идёт речь) — был на 100, а то и 200, процентов воплощён в сюрреалистическом видео. Фантазии и изобретательности Гэбриэла сотоварищи можно только позавидовать. Тут тебе и сперматозоиды, и пляшущие куры, и лицо из фруктов (в духе картин Джузеппе Арчимболдо), и пролетающие по лицу облака (в духе картин Рене Магритта), и эффектный финал, где Гэбриэл, одетый в костюм с фонариками как бы сливается со звёздным небом.

Реклама

В целом съёмки продлились 100 часов и обошлись Гэбриэлу в 120 тысяч фунтов. Затраты и мучения окупились в полной мере. Сингл «Sledgehammer» в первый (и пока последний раз) возглавил американский топ (забавно, что он столкнул с первого места сингл бывших коллег певца — GENESIS).
Что до клипа, то он собрал невиданный урожай наград на MTV Awards, выиграв в 9-ти номинациях, и до сих пор является самым часто проигрывающимся видео в истории MTV.

«Don't Give Up» (1986)

Любой порядочный поп-альбом обязательно должен содержать какую-то лирическую душещипательную балладу. Альбом Гэбриэла «So» не стал исключением. Вот только тема трогательной баллады «Don't Give Up» («Не сдавайся») была отнюдь не любовной.

Реклама

На неё Питера вдохновила просмотренная передача о безработице и прочитанная его женой статья о женщине, которая от безысходности выбросилась из окна вместе с ребёнком (потеря работы в западном мире — одно из страшнейших событий в жизни человека). Ещё одним источником вдохновения стали фотоснимки Доротеи Ланг, посвящённые временам Великой Депрессии, а название одного из них «В этой гордой стране» даже стало первой строчкой песни.

Текст пришлось несколько изменить, когда Гэбриэл решил для большего эффекта привлечь женский вокал. Так как песня была написана в традиционной американской манере, то поначалу певец планировал исполнить её со звездой кантри — Долли Партон. Та по каким-то причинам отказалась. Тогда Питер снова призвал свою старую подругу — Кейт Буш. И опять не прогадал. Сингл «Don't Give Up» стал № 5 в США и № 9 в Британии.

Реклама

Питер Гэбриэл:
«Это необычная песня, люди писали мне, что отказались от самоубийства, но естественно, ты не думаешь о песнях в таком ключе, когда пишешь их. Очевидно, что огромная часть силы этой песни лежит в том, как спела ее Кейт».

На песню был снят клип. Он выглядел довольно безыскусно на фоне видео «Sledgehammer» и «Big Time» (Кейт и Питер в обнимку медленно вращались на фоне восходящего солнца), но большего было и не надо. По словам режиссёра Кевина Годли «там не было сексуальной коннотации, речь шла о взаимной поддержке». Однако брак Гэбриэлла с Джилл в то время начал трещать по швам, поэтому он посчитал своим долгом испросить официального разрешения жены на съёмки.

Реклама

Питер Гэбриэл:
«Я думал, что 5 минут объятий с Кейт перед всем миром — не лучшая вещь для рушащегося брака, и чувствовал, что должен получить благословение».

Впрочем, спустя два года брак Питера всё-таки распадётся. И он уже без всяких благословений будет исполнять «Don't Give Up» с другими певицами — такими, как Паулина Коул и Ане Брюн.

«Digging in the Dirt» (1992)

Сделав очередной коммерческий рывок, Гэбриэл снова решил расслабиться. Он занялся очередными этническими проектами, и нового альбома публике пришлось ждать целых шесть лет.
Альбом с ещё одним лаконичным названием «Us» вышел крепким, добротным, достаточно успешным (№ 2 в США), но очередным прорывом не стал. Часто казалось, что Гэбриэл делает новые вариации на старые темы. Дуэт с Шинед О’Коннор в прелестной «Blood Of Eden» как бы занял место «Don't Give Up», а очередной соул-хит «Steam» с очередными секс-шутками во многом напоминал «Sledgehammer». В той же манере был сделан и клип на «Steam» — только пластилин заменила компьютерная графика (правда, устарела она гораздо быстрее старой доброй анимации).

Реклама

Лучшей же песней вполне заслужено была признана нервная и драматичная «Digging in the Dirt» («Копаясь в грязи»), где певец выплеснул все свои накопившиеся личные проблемы — развод с женой, отчуждение с дочерьми, проблемные взаимоотношения с новой пассией. Как говорил сам Гэбриэл: «Эта песня об изучении слоёв внутри себя», проще говоря, творческий психоанализ.

Всё напряжение «Digging in the Dirt» отлично передавал красочный клип. В нём певец то в ярости рушит всё вокруг, гоняясь за мухой, то буквально саморазрушается, погружаясь в землю и обрастая травой, чтобы в итоге всё-таки возродится из грязи очищенным — «белым и пушистым».
Во время исполнения «Digging in the Dirt» на концертах Гэбриэл даже использовал специальный шлем с видеокамерой внутри, чтобы публика могла видеть, как меняется мимика его лица в такт песне.

Затягивать с выпуском новых альбомов с этих пор стало привычной традицией Питера. Зато в каждом из них обязательно присутствуют отличные песни, показывая, что списывать старину Гэбриэла со счетов ещё рано.

P. S.: Бонусы в виде видеоссылок и дополнительной информации вас ждут в 1-м комментарии к этой статье.

Реклама