Всенародную славу ему принес мультсериал «Ну, погоди!», а еще он снял «Лягушку-путешественницу», «Аленький цветочек», «Необыкновенный матч», «Котенка с улицы Лизюкова», «Старый трамвай», «Он попался» и др.
В.М.Котеночкин родился в 1927 г., в Москве. В школьные годы пионер-отличник увлеченно занимался рисованием в Доме пионеров. После 7 класса, по семейной традиции, значимость которой усугубилась началом войны, поступил в Артиллерийскую школу, затем — в училище. С юности вызывал восхищение у девушек, и немало вздохов по стройному, белокурому, голубоглазому красавцу в форме утонуло в подушках, политых слезами.
Впрочем, сохранился и другой словесный портрет юного В. Котеночкина: «…долговязый, стриженный под „нулевой ежичек“, в тюбетейке на остроносой голове молодой Бабы-Яги, длиннорукий парень с нахально-голубым взором из-под густых бровей». Так описывает его Е. Мигунов по впечатлениям от встречи на курсах «Союзмультфильма», куда будущий знаменитый мультипликатор отправился в 1946 г., круто переменив свои жизненные планы.
В 1947 г. Котеночкин был зачислен в штат студии и стал работать у Б. Дежкина: завершал замысленные мэтром схемы построения сцен, одушевляя их. И делал это так блистательно, что вскоре стал любимцем многих режиссеров, охотно приглашавших участвовать в своих работах. В их числе были мастера мультипликации А. Иванов, И. Иванов-Вано, Д. Бабиченко, Л. Амальрик, В. Полковников, Л. Атаманов и многие другие
Первая режиссерская работа
«Ну, погоди!» был задуман как один фильм, а никакой не сериал. Для этого режиссер и собрал творческий коллектив, кстати сказать, замечательный. Но не целиком такой, какой хотелось. Вмешалась цензура, худсовет запретил озвучивание роли Волка В.Высоцким. Одиозная, видите ли, фигура. Так что «заслуженным Волком СССР» стал А. Папанов, а Зайцем — К.Румянова. Упрямый режиссер, правда, нашел способ ввести голос Высоцкого в сюжет. Помните, там звучит его песня из кинофильма «Вертикаль»? Котеночкин вообще сам лично подбирал шлягеры для фильма, а иногда приглашал композиторов — Г. Гладкова, А. Зацепина, В.Мигулю.
После телепремьеры — как там, у сатирика? — пошли письма. Мешками, чемоданами, вагонами. И после каждой новой серии — опять. Так что порывавшийся то и дело остановиться режиссер отступал под напором пожеланий и требований «Продолжать!». И даже после смерти А. Папанова нашлись записи с его голосом, черновые наброски — и по этому материалу был составлен сценарий для двух серий.
А зачем прекращать работу, которая так популярна? И призы за нее, и Орден Улыбки (1985, Польша) и даже кафе в Болгарии с названием «Ну, погоди!». Да и Государственная премия, наконец (1988)!
Дело в том, что у зрительской любви была оборотная сторона: беспощадная критика. Оппоненты заявляли, что образ Волка губителен для неокрепших идеологически юных душ: патлатый под битлов, в брюках-клеш или вызывающе цветастых трусах, хулиганит, плюется, курит, но притом вызывает неизменный восторг у детворы. И что вообще «Ну, погоди!» — это всего лишь навсего «наш ответ «Тому и Джерри».
Разве?! В американском мультике — классическая комедия положений: трюки, действия, музыка. Волк и Заяц — характеристически иные, глубоко «одушевленные», теплые. Между прочим, жизнелюб Котеночкин Волку уподоблял самого себя, а Зайца называл «мальчиком из хорошей семьи». И не было на ту пору еще исследований по мультфильмам, которые в дальнейшем показали, что «Том и Джерри» может быть опасным для детской психики, т.к. формирует скрытую агрессию, а «Ну, погоди!» — нет.
В последние годы жизни В.М. Котеночкин был президентом (вместе с Ф. Хитруком) детского анимационного фестиваля «Золотая рыбка». В 1999 г. выпустил мемуары «Ну, Котеночкин, погоди!», а в 2000-м его не стало. Но герои его продолжают жить. И об этом может быть тоже целый рассказ, но не теперь.
Показывайте детям и смотрите сами мультфильмы Вячеслава Котеночкина — они несут доброту и радость!