Равнение на самураев! А нам оно надо?

Реклама
Профессионал

Популярность японской культуры в целом и самурайства в частности в последнее время зашкаливает. С одной стороны, оно и понятно: живём во времена смутные, хочется как-то подготовится к ситуации. Быть сильным. Уметь постоять за себя. Ничего не бояться.

Взрослые солидные дядьки надевают кимоно, покупают в «Сувенирах» катаны, на полном серьёзе отбивают поклоны перед портретами не своих предков. Оно, конечно, может, и ничего, но массовость процесса, честно говоря, настораживает. Неужто так привлекательна самурайская философия?

Давайте разберёмся.

Итак, кто ж такие самураи? А «самурай» — это примерно то же самое, что «дворянин» во времена приснопамятного Ивана Васильевича. Служивый человек. Зачастую — далеко не бедный: со своим двором, крестьянами и хорошеньким коттеджиком. Правда, согласно легенде, особенно-то жировать самураям не рекомендовалось. Но, надо полагать, в средневековой Японии правила Бусидо уважали ещё меньше, нежели в сегодняшней России или США. По крайней мере, далеко не бедных самураев хватало, а вырядиться в пышные броские доспехи, судя по гравюрам того времени, считалось никак не меньшей доблестью, нежели пасть на поле брани.

Реклама

Сегодняшние последователи доблестного японского рыцарства не без оснований считают, что высшей доблестью самурая была воинская честь и готовность в любой момент сыграть в ящик за «государя и отечество». Не спорю. Вопрос: почему? Отчего это психически нормальный человек так легко свыкался с мыслью, что жизнь — бренна и эфемерна, а лучшее в жизни — это смерть? Христианин бы, положим, такую мысль не одобрил. Мол, Христос проповедовал жизнь, а не смерть. Смерть — от сатаны. Не буду вдаваться в религиозные тонкости. Выскажу своё мнение. Думаю, всё гораздо проще.

Средневековая Япония вела непрерывные войны. Воевали буквально все: айны с японцами. Японцы с монголами. Император с мятежными даймё. Даймё — между собой, с сёгуном и самим императором. Ну, дерутся-то паны, а лбы трещат… Лбы трещали у самураев.

Реклама

Ложась спать в холодной квартире (а топили лишь у самых богатых, и то — только пол), служивый не был уверен, что наутро проснётся не только целым и невредимым, а хотя бы живым. Естественно, с этим нужно было что-то делать. Сами понимаете, ежедневно ожидать смерти — не каждый рассудок это выдержит. Поэтому папы с младых ногтей приучали своих отпрысков особенно не строить планы на долгую и счастливую жизнь. Мол, день прожил — и слава Богу. До тридцати дожить — уже удача. До старости — удел избранных.

Тут, к слову, здорово потрафил буддизм: мол, ничего страшного — помрёшь сегодня, родишься завтра. Может, в семье рангом повыше. Так что — годом позже, годом раньше — какая разница?

Реклама

Второе. Хозяин — превыше всего: жизни, жены, имущества и даже детей. Мол, во как ответственно! Опять-таки главный вопрос: отчего? Откуда такое рвение? И тут всё просто.

В Японии сложилась жестокая, железобетонная иерархия. Куда там Сталину и его товарищам! Принцип «я — начальник, ты — дурак» в средневековой Стране Восходящего Солнца был возведен в абсолют. Может быть, этому способствовала бедность страны — ни особых ресурсов, ни богатых земель… Может быть. Но факт фактом: ослушаться господина решился бы не каждый. Это означало голодную смерть для семьи и себя самого. Это если сразу не убьют. Что не исключалось. А если даже не убьют — куда ж ты пойдёшь с такой репутацией? Тут уж, дружок, хоть волком вой: попал в «чёрный список» — не выберешься. Потому и держались «за место» всеми силами.

Реклама

И ещё. Самурай мог любить что угодно — цветочки, чайную церемонию, журчание ручейка… Но как-то, понимаете ли, не прижилось любить человека. Особенно самого ближнего: жену, детей. Привязываться нельзя — сегодня есть, завтра порубят соседи. Религии восточные богаты на заповеди, а вот «возлюби ближнего» нет ни в одной. Да и когда любить, если кругом — сплошные бойни? Некогда, и обстановка, сами понимаете, не благоприятствует… Максимум, на что решилась самурайская духовность — это на правило «чти родителей». Оно и понятно: именно родитель (папа) мог лишить зарвавшегося сына наследства. Мать же традиционно именовалась «нечто внутри дома».

А как же «самосовершенствование»? А отточенная техника боя? А воинское искусство?

Реклама

Согласен и с совершенствованием, и с искусством. Было, видимо. Но опять-таки: зачастую бытие определяет сознание. Почему совершенствовались? А потому, что жить-то всё равно хотелось. Видимо, не каждого грела мечта пасть к ногам своего сюзерена с распоротым брюхом. Вот и махали мечом. Причём довольно искусно.

В конце концов, а чем им было ещё заниматься? Пахать — нельзя. Работать — нельзя. Табу. Так и со скуки помереть можно. Остаётся — мечом махать. Да чаёк часами заваривать.

С воинским искусством, кстати, маленько перебор получился. Не шибко-то здорово воевало большинство из потомков самураев. Били их русские мужики и в Японскую (Порт-Артур японцы взяли не умением, а количеством), и во Вторую мировую. Тактика ведь — традиционная: ори громче да лети пузом на пулю. Как начальник сказал…

К чему я это всё? А к тому, что, может, не стоит в чужих краях пророков-то искать. Как раз на пророков да героев Россия всегда богата была. Пожалуй, на каждого самурая по два Ильи Муромца нашлось бы. Али перевелись богатыри на земле русской?

Реклама