«Me and Bobby McGee» (1971)
В 1970 году ничего не предвещало трагедии. Напротив, Дженис очередной раз попыталась завязать с наркотиками, а её беспорядочная личная жизнь начала обретать твёрдую почву. Продюсировать первый сольный альбом вызвался Пол Ротшильд, прославившийся работою с DOORS, и работа шла с большим энтузиазмом.
П. Ротшильд:
«Никогда ещё я не видел её такой счастливой, как во время этих сессий. Она была на пике формы и радовалась жизни».
В новом альбоме певица перестала ограничивать себя рамками блюза. В её багаже появились и типично роковые композиции (вроде «Move Over»), и даже кантри.
Д. Джоплин:
«Я бы не стала так уж сразу говорить: кантри. Скорее, приземлённый блюз… плюс немного слайд-гитары. Будем считать, что это — громкий электрический фанк-кантри-блюз».
Я, конечно, не американец, поэтому не очень понимаю, почему самым успешным хитом Джоплин стала именно кантри-композиция под названием «Me and Bobby McGee» («Мне и Бобби МакГи»). Но не написать о ней нельзя.
Эту песню Джоплин непосредственно от её автора — кантри-певца и бывшего любовника — Криса Кристоферсона. Впоследствии Кристоферсон скажет, что хотя песня и не о Дженис, но частично связана с ней — например, строчка «Однажды неподалёку от Салинас я позволил ей ускользнуть».
Интересно, что Кристоферсон услышал версию Джоплин уже после её смерти. До этого он давал исполнять свою песню исключительно мужчинам — Роджеру Миллеру и Гордону Лайтфуту. Дело в том, что изначально «Бобби» в песне было женским именем, и текст, соответственно, исполнялся от мужского лица. Ну, а Дженис переделала его под себя, и Бобби стал мужчиной.
…я бы обменяла все свои «завтра» на одно-единственное «вчера» —
Если бы только в этом «вчера» Бобби был рядом со мной.
Свобода — всего лишь красивое слово,
означающее, что терять уже нечего;
Ничего — вот и все, что Бобби оставил мне.
Но, Боже — нам было так хорошо, когда мы пели вместе блюз,
И для меня этого было вполне достаточно, о да…
…Для меня и для моего Бобби МакГи.
Версия Джоплин стала не только самой успешной её песней, но и редчайшим в истории поп-музыки посмертным хитом № 1 (подобное случилось только с Отисом Реддингом).
«Mercedes Benz» (1971)
1 октября 1970 года Дженис появилась в студии, попросила включить магнитофон на запись, подошла к микрофону и с улыбкой заявила, что сейчас исполнит песню «огромной политической и социальной важности». После чего в полной тишине заголосила:
О, Боже, не хочешь ли купить мне «Мерседес Бенц»?
Мои друзья все ездят на «Порше», а мне как-то неудобно.
Я тяжко трудилась всю жизнь, а помощи ни от кого нет,
Так, Боже, не хочешь ли купить мне «Мерседес Бенц»?
Затем певица упоминает в тексте ТВ-передачу «Dialing for Dollars», где разыгрывались ценные призы, и просит у Господа ниспослать ей цветной телевизор и даже оплатить ночные гулянки. Думаю, не стоит пояснять, что смысл песни насквозь ироничен, а его хипповские иглы направлены прямо в сторону общества потребления, которое, как известно, всё-таки победило, а потом всё и загубило.
Кстати, сама Джоплин предпочитала ездить как раз на «Порше», разукрашенном в весёлые психоделические цвета.
Д. Джоплин:
«Именно желание иметь что-то наводит на тебя тоску. Несчастным делает не отсутствие чего-то, а стремление что-то заполучить».
Этот экспромт Джоплин сочинила на основе песни Майкла МакКлура, где собственно и была строчка «Боже, купи мне «Мерседес-Бенц». Когда певица доработала свою версию, то сразу показала её МакКлуру, но тот заявил, что ему больше нравится своя. В итоге на конверте альбома Джоплин и МакКлура указали как соавторов.
«Mercedes Benz» оказался последней песней, исполненной Дженис. 4 октября она не приехала в аэропорт встречать своего жениха Сета Моргана. В студии она тоже не появилась. Когда дверь в номере певицы взломали, то обнаружили её мёртвой, лежащей на полу и сжимающей в руке 4 доллара 50 центов. Как выяснилось, смерть наступила в результате большого количества опиатов, введённых в кровь. Самоубийство было крайне маловероятно, а вот версия об убийстве имела основания — наркотиков в доме не нашли, а комната выглядела подозрительно убранной. Впрочем, подозрения остались подозрениями…
Пластинка «Pearl» («Жемчужина» — прозвище Джоплин) вышла уже посмертно и очень быстро возглавила хит-парад США. Две композиции так и остались на ней незаконченными: инструментал «Buried Alive In The Blues» («Заживо погребённая в блюзе»), к которому певица не успела записать вокал, и «Mercedes Benz», который решили оставить в а-капелльном исполнении. Версия «Мерседеса» с дописанной инструментальной подкладкой выйдет только в 2003 году.
В том, что касается посыла, содержащегося в песне, то его умудрятся испоганить жадные до денег родственники. Так в 1990-е годы сестра Джоплин разрешит использование этой композиции в рекламе «Мерседеса». Песня будет использоваться и как антиреклама. В ролике для автомобилей BMW водитель включает песню Джоплин, при слове «Мерседес» хмурится, а после упоминания «Порше» и вовсе выбрасывает кассету в окно.
Такова горькая судьба искусства в мире чистогана…