Габдель Махмут - за что этот писатель попал в учебники литературы?

Реклама

Выхожу из подъезда и… вместо ожидаемого гололеда — повсюду лужи. Влажный ветер холодит лицо мелкими дождинками. «Наверное, всю ночь шел ливень! Ну и пусть, лужи — это лучше, чем повсюду лед, из-за которого рискуешь упасть и всё время приходится замедлять шаг», — удивляюсь и радуюсь одновременно.

Точно такое же ощущение — удивленно-восторженное, как от утренней встречи со свежим ветром, принесшим исполнение желания — чтобы зимой не было скользко — когда погружаюсь в мир, который создал писатель Габдель Махмут в своих произведениях. Особенность этого мира — честность, искренность и доброта. Прочитав такие произведения, как «Пим сибирский», «Алла», «Шамайка», веришь в то, что мир может быть не только жестоким. А верить в то, что есть доброта, любовь, дружба — это то же, как исполнение желания для человека, который сталкивался с разными сторонами реальности. Потому что, как бы этого ни хотелось, заставить себя верить невозможно. Эта вера приходит только тогда, когда сам делаешь добро и когда замечаешь, что не одинок в этом.

Реклама

Давно определившись, что рассказы, миниатюры и публицистика, которую пишет Габдель Махмут, мне интересны, часто захожу на страницу писателя на Прозе.ру — прочесть что-то новое или перечитать более вдумчиво, что было прочтено раньше.

Прочитав рассказ «Татарчонок», поняла, что этот рассказ не из тех, которые можно с удовольствием прочитать и забыть о нем, в поиске нового интересного чтения. О прочитанном хочется думать, говорить. Совсем не зря и не случайно этот рассказ был включен в учебники литературы, о чем писатель говорит в статье «Я попал в учебники». Ведь уроки литературы — в идеале — должны учить не только тому, как написать рецензию или определить идею произведения. Это уроки, на которых у учителя есть возможность воспитать Личность, помочь каждому ученику стать Человеком.

Реклама

И такой рассказ — правдивый, не умалчивающий о том, о чем многие взрослые часто умалчивают в разговорах с детьми, показывающий жестокость и несправедливость взрослого мира, но дающий веру в то, что добро побеждает — просто находка для учителя, который воспитывает в своих учениках творческое мышление и общечеловеческие ценности.

В рассказе повествуется о десятилетнем мальчике, который, несмотря на столь юный возраст, отличается недюжинной силой воли. Он не боится делать что-либо в одиночку, быть не таким как все. «Одному, не гонимому никем, пусть даже собственной тенью, оказывается, и дышится легче», — не всякий взрослый способен сказать такое.

Я намеренно не пересказываю рассказ и не анализирую персонажей. Не только потому, что это было очень толково сделано в статье учебника. Еще и потому, что уверена — прежде, чем читать о произведении то, что написали другие, необходимо прочитать это произведение самому.

Реклама

А рассказ «Татарчонок» стоит прочесть не только ради интересного сюжетного повествования, не только из-за нестереотипного взгляда главного героя на разные «взрослые» проблемы, которые делают детство детей не таким радостным, каким оно должно бы быть, но еще для того, чтобы соприкоснуться с мудростью автора произведения. Эта добрая мудрость многое повидавшего человека, читающаяся между строк и в строках: «Драки и войны, — открывал я для себя, — придуманы только старшими, потому что злость свою унять не могут, словами убеждать не научились», «я шел по холодной зимней таежной тропе, манимый теплом родного порога, и радовался рождению нового, более счастливого дня, пробуждающего в человеке веру в лучшее…» — эта добрая мудрость и дает веру в то, что добро побеждает.

«Татарчонок», Габдель Махмут: www.proza.ru/2010/09/25/353
«Я попал в учебники», Габдель Махмут: www.proza.ru/2014/01/10/1100

Реклама