Известно, что похороны Ленина состоялись на Красной площади 27 января 1924 года. Похороны, но без предания тела земле. Высшее руководство страны, зная о предшествующих удачных опытах по бальзамированию умерших, распорядилось сохранить тело вождя нетленным.
Для этого были вызваны специалисты, а в качестве «пристанища» для Владимира Ильича соорудили деревянный склеп по проекту архитектора
Дерево — материал, безусловно, хороший. Однако в данном случае его использование не совсем соответствовало сложившейся ситуации. Для вождя мирового пролетариата решили устроить более достойное сооружение, соответствующее его месту в истории. Поэтому и было принято решение о строительстве постоянного гранитного мавзолея.
В 1925 году даже был объявлен всенародный (тогда слово «всесоюзный» ещё не прижилось) конкурс предложений и проектов по предстоящему оформлению нового мавзолея на Красной площади. Проектов, конечно, предоставили на суд комиссии много, но победил снова эскиз Щусева. Возможно, из-за того, что архитектор уже успел проявить себя годом ранее при проектировании деревянного мавзолея.
Но какой материал использовать при строительстве? Здесь мнения членов комиссии расходились. Выбор был велик, и определиться представлялось задачей сложной. Однако в Москву из Полесья (Украина) были переданы образцы природного камня, что и решило задачу с выбором материала. Образцы Щусеву доставил горный инженер из Житомира Михаил Захарович Миллер, который и предложил использовать хорошо известный ему природный материал для преображения мавзолея.
О Миллере известно то, что он являлся техническим руководителем Головинского карьера близ Житомира. Михаил Захарович любил свое дело и в своей среде слыл высококлассным специалистом. Карьер, который он курировал, поставлял стране уникальный черный лабрадорит. Его уникальность состояла не только в высокой прочности, но и в исключительной эстетической привлекательности. Ведь именно в здешних камнях содержалось много лабрадора — ценного породообразующего минерала. К тому же, на тот момент в
Вообще, Миллер, как хороший специалист, счел своим долгом еще раз сообщить в Москву, что в 60 километрах от Головинского карьера можно добыть темно-серый лабрадорит (Турчинский карьер). Кроме того, рядом с Головинским карьером имелся Слипчинский, где располагались запасы бархатно-черного габбронорита. А между селением Турчинка и Житомиром были замечены выходы красного лезниковского гранита.
Примечательно, что до этого времени красный гранит на территории области не добывали. Таким образом, Михаил Захарович Миллер содействовал освоению местных природных богатств. Что, в общем-то, принесло много плюсов.