Обсудить фильм с другом легко в том случае, если на этот фильм вместе пошли. Но даже в этом случае обсуждение может стать неестественным и бесплодным. Не всякий друг в каждом слове несет откровение, есть просто болтуны, есть и поверхностные критики, которые губят всякое живое впечатление. Мы дружим с этими людьми, но идти вместе на фильм — не обязанность по отношению к другу, и если обсуждение не становится источником новых мыслей и более глубокого понимания, то может быть, стоит пойти на фильм в одиночку?
Фильм нацелен на то, чтобы вызвать у нас сильные эмоции и вместе с ними передать мысль, философию. Не всякому фильму в этом смысле можно доверять, но если фильм был избран как не случайный, то хорошо бы воспринимать его во всей целостности, проникаясь его чувствами и идеями глубоко и надолго.
Обсуждать ли фильм в сетях? Можно, конечно. Если обладаете повышенной троллеустойчивостью. В противном случае можно получить серьезную душевную травму. Ведь фильм проникает глубоко в душу, а тут вдруг кто-то глупый и злой начинает плевать в ваш ум и топтать сердце.
Но задолго до того, как встанет вопрос об обсуждении, стоит подумать о самом восприятии. Можно отдаться эмоциям. Тогда весь фильм — как сон, и так же, как сон, оставляет о себе неясное воспоминание, которое со временем превращается чуть ли не в цветное пятно. Если фильм нес пессимистический настрой, из него к нормальной бодрости можно и не вернуться, утратив связь с механизмом возвращения. Это, опять-таки, вопрос о доверии фильму и о том, что не стоит смотреть что попало. А как смотреть не случайный значимый фильм?
Пока эмоциональный ум сопереживает героям, аналитический может не отключаться и работать то над обобщениями, то над своими излюбленными коллекциями.
Дело в том, что наша жизнь полна вещей. И задача выбора либо совершенствования этих вещей стоит перед нами постоянно. Красавица может иметь в уме коллекции одежды, обуви, причесок, может иметь коллекции для каждого из стилей, для любого образа жизни. Что она делает, когда смотрит фильм? Пополняет коллекцию. Образ каждой вещи получает описание, оценку и занимает в коллекции постоянное место. За один фильм можно собрать множество образцов женских нарядов.
А может быть, более интересуют образцы мимики и жестов. Они тоже отлично отбираются и сортируются. На экране — актеры, то есть обладатели богатейшей коллекции внешней выразительности, и у них можно многое получить.
Знатоки психологии тоже немало получают, с некоторых фильмов они выходят с подлинными богатствами, и по ним видно, что хорошо разжились от щедрот режиссера. Сюжетные ходы в голове психолога вызывают такие мощные потоки причинно-следственного мышления, что мозг оказывается замечательно промыт и наполнен.
Несколько труднее мастерам, поскольку технологические изыски и уникальные предметы в фильмах не слишком часто встречаются и редко на экране задерживаются надолго. Вникнуть в детали можно лишь при просмотре домашнего видео, когда показ останавливается и картинка подробно изучается. Но это уже не про фильм, это другое.
Научиться танцевать по фильмам вполне возможно. Во всяком случае до дискотечного уровня мастерства, научиться петь — тоже можно, хотя в Ла Скала после такого обучения не позовут. Фильм хорош не столько как мастер-класс, сколько как мотиватор. Он направляет, убеждает, готовит к новым поворотам судьбы. Фильм хорош для обдумывания себя. Для помещения себя в предполагаемые обстоятельства и проверки, все ли в личности, выстроенной любовно и тщательно, достаточно хорошо устроено, чтобы и из тех коллизий, которые предложены на экране, выйти с честью. Правильна ли та житейская философия, которая руководит нашей жизнью?
Фильм — это огромное богатство подробностей и одновременно строго выверенная высота, на которую будет возведен тот, кто доверится правильно выбранному фильму. Мышление во время фильма ничуть не мешает восприятию. Напротив, сам фильм — лишь повод и время для интенсивнейшей интеллектуальной работы. И тот, кто смотрит фильмы с умом, — не бездельник.
Ну, а тому, кто выбирает фильмы без ума, — посочувствуем.