«Ma Baker» (1977)
«Стоять! Я — мамаша Бэйкер! Руки вверх! Гоните мне свои денежки!». Этим возгласом открывался один из ударных хитов альбома 1977 года — «Ma Baker».
Интересно, что прообразом главной героини песни стала реальная личность, хотя и окутанная целым флёром мифов.
Мамаша Баркер (именно так) прославилась, как понимаете, отнюдь не добрыми делами, а тем, что произвела на свет четверо сыновей-отморозков. В 1920−30-е годы банда так долго терроризировала американских жителей, что ей занялось Федеральное Бюро Расследований. Недаром в середине песни мы слышим, как голос зачитывает сообщение ФБР о том, что «Мамаша Бэйкер — самая разыскиваемая женщина».
На самом деле дела обстояли немного иначе. Во время одной из операций федералам удалось окружить логово бандитской семейки, но те сдаваться не спешили. Скорее всего, ФБР и не пыталось взять их живьём. В результате во время перестрелки всю семью положили — вместе с мамашей. И хотя впоследствии федералы утверждали, что в руке убитой женщины был зажат пистолет-пулемёт, многие подвергали сомнению версию активного участия мамы в делах сынишек.
Тем не менее, демонический образ «мамаши Баркер» был растиражирован СМИ, и она стала выглядеть чуть ли не предводительницей банды. Такой же выглядит она и в песне БОНИ ЭМ. Песня подкреплялась клипом, где участники группы изображают банду 1930-х годов со всеми элементами сладкой «криминальной» жизни.
Что до заводной мелодии, то продюсер BONEY M — Франк Фариан — написал её во время отдыха в Тунисе. Точнее, не написал, а «творчески переработал» в диско-стиле мелодию народной тунисской песни «Sidi Mansour».
«Belfast» (1977)
Как известно, главным женским голосом студийного BONEY M всегда была Лиз Митчелл, хотя Марсия Баррет тоже пела весьма достойно. Ещё в те времена, когда Баррет работала сольно, композитор Драфи Дойчер написал специально для неё песню «Belfast». А так, как в начале карьеры BONEY M испытывали нехватку собственного материала, то Марсия стала петь «Белфаст» на концертах. Песня слушателям нравилась, и в итоге Фариан решил зафиксировать её на пластинке.
Но возникла проблема. Белфаст, как известно, главный город Северной Ирландии. А Северная Ирландия, как известно, принадлежит Великобритании, что ирландским католикам никогда не нравилось. В 1960−90-е годы противостояние католиков и протестантов постоянно выливалось в столкновения и теракты.
И хотя песня «Belfast» звучала как призыв к примирению, Фариан не хотел ассоциировать свой самый успешный проект с политикой. Поэтому поначалу он отдал песню другому своему детищу — GILLA. Однако, и так обделённая вокальными партиями, Марсия настаивала, чтобы «Belfast» включили в альбом BONEY M. Фариан уступил, но в США и Канаде пластинка всё-таки вышла без «Белфаста».
Нечто похожее произошло и с синглом. В Британии песня заняла 8-е место, но в Северной Ирландии крутить её по радио запретили. Не мудрено, что сингл тут же стал ирландским хитом № 1.
Эта песня ознаменовала и ещё один важный этап в истории группы. До этого BONEY M часто упрекали в том, что петь они не умеют, а лишь открывают рот под «фанеру». Чтобы это опровергнуть, группа поначалу исполнила живьём «Belfast» на немецком телешоу «Musikland», а затем укатила в первое живое турне.
«Rivers of Babylon» (1978)
Следующий хит группа почерпнула на своей, так сказать, исторической родине — ведь почти все участники группы были родом с солнечной, но неблагополучной Ямайки. Музыку песни «Реки Вавилона» написали и впервые записали участники ямайского чернокожего регги-трио THE MELODIANS ещё в 1970 году. Ну, а текст песни, по сути, представлял собой строчки из 136-го псалма.
«Реки Вавилона» — это, конечно, Тигр и Евфрат, а сам псалом был, по сути, плачем древних иудеев о своём вавилонском пленении и тоской по земле обетованной. Так как участники MELODIANS были заядлыми растафари, то текст псалма пришёлся им по душе (Вавилон у растафари, как известно, символ греховной западной цивилизации). Правда, в полном тексте псалма евреи не только плакали, но и жаждали возмездия. Наиболее агрессивные строчки, вроде «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» в текст песни, понятное дело, не попали.
Зато в припев включили строки из другого псалма — 18-го («Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи!»
Но и такой текст псалма устраивал не всех. Когда в 2010 году одна из инкарнаций БОНИ ЭМ (с Мэйзи Уилльямс) давала концерт в Палестине, группе запретили исполнять «Реки Вавилона», и понятно почему — ну не радовали арабов притязания евреев на обетованный Израиль.
Что касается США, то там псалмы любили, поэтому уже версия THE MELODIANS имела успех. По той же причине «Rivers of Babylon» стали единственной песней БОНИ ЭМ, попавшей в американский хит-парад (30-е место).
Зато в Европе она стала чрезвычайно популярной и возглавила чарты Германии и Британии. В 1979 году во время визиты Римского Папы в Ирландию толпа провожала его на аэродроме, распевая именно эту песню. А в 1981 году BONEY M специально слетали на Ямайку с благотворительным концертом для местных детей-сирот. Во время визита ямайский ансамбль исполнил для гостей «Rivers of Babylon» на банджо.
«Brown Girl In The Ring» (1978)
На обратной стороне сингла «Rivers of Babylon» была ещё одна ямайская песня — на этот раз целиком народная и имеющая отношение к местной детской игре, которая так и называлась «Brown Girl In The Ring» («Смуглянка в кругу»). Дети становились в круг, взявшись за руки, а один из них становился в центре круга и выполнял просьбы окружающих. Обычно кто-то просил: «Show me your motion» («Покажи, как ты двигаешься»), и ребёнок танцевал. Если же просили: «Покажи нам своего партнёра», ребёнок должен был взять кого-то в центр круга. Считалось, что подобная игра подготавливает детей к ритуалу взрослых ухаживаний.
Моё поколение прекрасно знает эту песенку по знаменитой итальянской кинокомедии «Укрощение строптивого» (1980) с Адриано Челентано и Орнеллой Мути. Именно под звуки «Brown Girl In The Ring» Челентано задорно давил ногами виноград.
Одна из самых ранних версий этой композиции относится к 1957 году, когда ямайская певица Луиза Беннет выпустила альбом местных детских песен.
В 1975-м песня была записана коллективом MALCOLM’S LOCKS, который возглавлял Малкольм Mэджерон — тогдашний бойфренд Лиз Митчелл. Поэтому, когда Митчелл ушла в БОНИ ЭМ и записала «Brown Girl In The Ring» под этой маркой, экс-бойфренд подал на Фариана в суд, обвиняя в краже аранжировки.
Как бы то ни было, версия BONEY M до сих пор является самой популярной. «Brown Girl In The Ring» стала ещё одним успешным би-сайдом (песня-довесок на обратной стороне сингла) в истории поп-музыки, заняв в Британии 2-е место.
На этом мы не прощаемся с БОНИ ЭМ, оставив на закуску истории песен о Распутине, счастье и Калимбе Де Луне.