А вот собрать соль, приговаривая: «Сахар, сахар!» — это легкое самовнушение. Ведь примета срабатывает, если мы в нее верим. Рассыпал суеверный человек соль и начинает думать и ждать, когда же наконец возникнет ссора. И сам неосознанно создает подходящую ситуацию.
Так работают и другие подобные приметы. Но клин клином вышибают! Быстро представь, что на самом деле рассыпал сахар, а вовсе не соль. Забыв что-нибудь дома и вернувшись, сделай вид, что пришел посмотреться в зеркало. Ведь забывчивость в самом деле нехороший признак перед выходом в дорогу или важным мероприятием. Да и собственная забывчивость испортит настроение — мы ведь заранее знаем, что это «плохая примета»! И мы быстренько «редактируем» реальность: теперь и соль — не соль, и не по забывчивости вернулись, а по делу зашли! Такое переформирование реальности (точнее, нашего восприятия) вроде бы и примету нейтрализует, и настраивает нас позитивно.
То же происходит, когда мы сплевываем через плечо, стучим по дереву и пр. Только не забывайте, что в основе всех верований в сглаз, приметы и особенно в защитные ритуалы лежит глубоко скрытое языческое мировоззрение. В христианстве суеверий нет! Христианин уповает на бога, ни на кого и ни на что иное. И защитных ритуалов христианину в его картине мира не требуется. Мало того, что христианину для защиты от всяких потусторонних воздействий достаточно веры, все магические действия прямо запрещены Библией.
Почему, чем плоха магия? Магия — это попытка неким стандартным действием вызвать определенную реакцию. Зная обряд, мы ждем конкретного результата, то есть, по сути, управляем некими силами. А христианин обращается к всемогущему богу, какое уж тут управление? Молитва — это обращение, диалог, просьба. Здесь главное не форма, а внутренняя открытость, искренность. Есть, конечно, стандартные молитвы, но и они ведь должны переживаться душой. Без этого молитва превращается в магическое действо. Но возможно ли управлять богом? Магии здесь просто нет места!
А любые сплевывания через плечо, стук по дереву и умывание через скобку (да еще и святой водой!) — это именно попытка магически воздействовать на события.
Но жизнь есть жизнь! Тем более жизнь религиозная, настраивающая на мистический лад. И мы не только приносим сюда прежние суеверия, но и придумываем новые, «церковные» суеверия.
Погасшая или упавшая свеча в церкви то ли сама по себе вредит поставившему, то ли предсказывает беду.
Нельзя ставить свою свечу на чужую (и зажигать свою от чужой). Свечи связаны с человеком, и ставя их друг на друга, вы смешиваете судьбы или берете на себя чужие несчастья.
Подготовленный заранее гроб начинает тянуть человека, приближая его смерть.
Упавшее на свадьбе кольцо — к несчастной семейной жизни.
С другой стороны, священники часто объясняют возникновение суеверий действием бесов. Верующие со мной не согласятся, но рискну высказать мнение. Всякие отсылки к потусторонним силам вредны, они предлагают искать причины наших проблем вовне, выводя их из сферы нашего контроля. А ведь причины психологических (а зачастую и не только) проблем стоит вначале искать в себе. В конце концов, реально повлиять мы можем только на самих себя!
Уточню, что батюшки обязательно говорят и о том, что борьба с бесовским влиянием требует в первую очередь собственных усилий. Но это обычно пропускается мимо ушей. Зато появляется удобное оправдание для себя: бесы попутали! Что уж тут поделать? А ведь христианство требует в первую очередь серьезнейшей внутренней работы. Но куда проще оказывается помолиться. Можно еще сходить в церковь и поставить свечку перед нужной иконой. Причаститься. Ах да, еще опрыскать квартиру святой водой. И даже освятить жилье. Но все это — обращение к помощи не бога, а обрядов, где предметам и действиям приписывается магическая сила. А ведь попытка защититься от чего-то с помощью обрядов — это самое настоящее язычество! Только в ином антураже…
К церковным таинствам часто прибегают для защиты от сглаза, болезней, неурядиц. Особенно это касается крещения. Самая распространенная причина — «чтоб ребеночек не болел». Какое уж тут таинство!
Многие суеверия возникли в древности из-за элементарного непонимания большинством русских христианства и неизжитым влиянием язычества. Увы, немногим лучше дело обстоит и теперь, судя по огромному числу околоцерковных суеверий! Конечно, самые занятные и дремучие обыкновения до нас не дошли. В первые века (!) христианства русские, например, не мылись после причастия, чтобы не смыть благодать. Приложившись к иконе или кресту, некоторое время не разжимали губ, чтобы не выпустить набранную святость. Мы уже не ставим в храме персональную икону, отгоняя от нее других. Не включаем в число лиц Святой Троицы Николая Угодника…
Поверья наших современников относятся в основном к поведению в храме, действиям со свечами и иконами, обрядами и пр. О поверьях, «регламентирующих» обращение со свечами, я говорил. Самые простые и современные — поверья о всяких энергетических феноменах. Об энергетически-резонирующим с организмом колокольном звоне; энергетике святой воды; подзарядке стоящего под куполом храма… Многое связано с церковными праздниками. По большей части это рудименты язычества, хотя многие опираются, например, на священное писание. Приведу лишь два.
В день усекновения главы святого Иоанна Крестителя избегают пользоваться острыми предметами, особенно резать что-нибудь круглое. Особенно напоминающие голову арбузы!
В Благовещение женщинам и девушкам не рекомендуется делать прическу, в особенности заплетать косу. Лучше оставить волосы распущенными. Основание — указание в Писании: «Марфа, Марфа не чешись».
Увы, долгое время суеверия могли поддерживать сами клирики. Образования от священников стали требовать веке в 18-м, до того среди них процветало махровое невежество, отличавшее и ряд иерархов. Их знакомство с Писанием часто было поверхностным, на уровне «слышали звон…». А свято место пусто не бывает, и место недопонятого заполняли привычные суеверия…