«Ромео и Джульетта» в новом свете. Как в театре ставят классику?

Реклама

Один из наиболее популярных театров Москвы «Сатирикон» имени Константина Райкина в ноябре этого года презентовал новую постановку великой трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Полагаете, знаменитая история любви Шекспира — это непременно старинные костюмы, пышные платья, громоздкие декорации и дуэль на шпагах? Ничего подобного!

В «Сатириконе» современные Монтекки и Капулетти в джинсах и футболках разъезжают на велосипедах, кричат в мегафон и, как только могут, модернизируют старину.

Атмосфера в зрительном зале

Свет еще не погас, а служащие театра рьяно призывают отключить мобильные телефоны, сохранять тишину, как можно быстрее занять свои места и не двигаться. Если же ваши места по ошибке были заняты какими-то любителями искусства, и вы, не преуспевая, просите их освободить ваше место, любезные служащие тотчас подбегут к вам и убедительно попросят сесть, а в случае неповиновения возьмут вас под ручки и отправят на галерку, и неважно, что билеты вы покупали в партер.

Но вот настало время третьего звонка, свет в зале погас, и зрители, замерев, с нетерпением ждут начала спектакля. На сцене появляется хор, актеры несколько раз под руководством дирижера поют вступительные строчки Шекспира, погружая зрителей в атмосферу таинственности и предвкушения. Затем на сцене появляются велосипеды, шлемы, мегафоны, щитки, Капулетти в тренировочных костюмах и Монтекки в джинсах. Спустя десять минут многие недоумевая поглядывают на реакцию зрительного зала. На середине первого акта актеры начинают терять и без того уже рассеянное внимание зрителей.

Реклама

Актерский состав

Главные роли исполняют студенты Школы-студии МХАТ. Невозможно не отметить прекрасную физическую подготовку актеров.

Джульетта, держа за руки свисающего с балкона Ромео, не раз демонстрирует свои бицепсы, а родственники влюбленных удивляют своим талантом делать трюки на велосипедах и одновременно читать Шекспира. Однако сама игра отчасти казалась неправдоподобной, а на громкие крики Джульетты, пораженной тем или иным глубоким чувством, хотелось сказать: «Не верю!» Стоит ли говорить, что неординарная игра актеров некоторых зрителей вводила в ступор. Поведением Монтекки и Капулетти да и самого Ромео, то и дело норовящих почесать себе… все, что можно, и все, что нельзя.

Реклама

В общем, идея постановки весьма необычна, поэтому многим любителям классики могла показаться слишком американизированной и пошлой, а теми, кто не тяготеет к преданьям старины и давно всем известным сюжетам, такая интерпретация Шекспира была воспринята с восторгом. Не говоря уже о том, что спектакль был благотворительный и вырученные деньги пошли на помощь пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке. Этот факт немало повлиял на настрой публики.

Что поразило

Незабываемое впечатление произвели новейшие достижения театральных технологий! Основной декорацией служит стоящая в центре сцены площадка для биэмиксеров, которая с помощью освещения то утопает в розах, то обагряется кровью и превращается в склеп, наполненный черепами. Большая часть действий происходит в парке аттракционов и сопровождается фантастической компьютерной графикой и чувственной музыкой. Другими словами, спецэффекты были на высоте!

Реклама

Кульминация и развязка

Второе действие намного больше соответствует классическому варианту. Тут уже ни намека на пошлый юмор и невежественность героев. Благодаря светооператорам на сцене творилось волшебство, необычайно красивой была финальная сцена гибели Ромео и Джульетты. Однако особая игра актеров на слезы не пробила. Как мне показалось, Джульетта на смертном одре была немного неубедительна. Из-за неординарности постановки мнения зрителей сильно разошлись. Одни поспешили удалиться сразу после окончания спектакля, другие аплодировали стоя и забрасывали актеров цветами.

Трудно сказать, следует ли преподносить классику так, чтобы было понятно и интересно современной молодежи, а зрителям не приходилось даже думать. Если же режиссер-постановщик, сделав из трагедии комедию, хотел показать комичность поведения и реакций нового поколения, то стоило ли брать за основу Шекспира? Или все же пора вдохнуть новую жизнь в старую постановку?

Можно долго размышлять о том, что же лучше — классика или модерн, однако о вкусах не спорят. Тем более что обе постановки вызывают массу эмоций, и я советую идти в театр за новыми впечатлениями!

Реклама