В Гренландии стали наступать ледники, к концу века здесь установилась вечная мерзлота, увеличилось количество льда в северных морях.
В XVI веке наблюдалось повышение температуры, но с 1560 года снова началось похолодание. Эта фаза была наиболее холодной и продолжалась до начала XIX века.
Нидерландский художник Хендрик Аверкамп (1585−1634) родился в Амстердаме, в 1608 году переехал из Амстердама в Кампен в провинции Оверэйссел. Город Кампен расположен на реке Эйссел, северном рукаве Рейна, впадающей в озеро Эйсселмер.
Аверкамп был немым и известен как «немой из Кампена». Вся его жизнь, если можно так выразиться, была морозной, и большинство его картин — о морозной зиме.
«Зимний пейзаж с конькобежцами». Воскресное утро, пасмурно. Поток людей направляется в «большую воду», в гавань, покрытую льдом. Над ними летают птицы, скорее всего — вороны, часть из них сидит на дереве. Но среди летающих могут быть и пеганки (водоплавающие, похожие на уток).
Слева на берегу, чуть поодаль — протестантский храм, кирха: простейшие формы (разве что стрельчатые окна), невысокая колокольня. Правее кирхи — несколько домов. Один из них — странной, почти сказочной архитектуры. Видимо, его неоднократно достраивали.
Ближе к зрителю — кирпичные дома, не очень старые (около 100 лет), может быть, построенные незадолго до кирхи. Стена дома выглядит обвалившейся — след обстрела (в те времена войны шли почти без перерыва)?
В красной рубашке — рыбак, развешивающий сеть. На балконе — кто-то из обитателей дома, сейчас он с помощью журавля поднимает ведро с водой, которую почерпнул из проруби под домом.
Сеновал — слева от фронтона — прибежище влюбленной пары. Видна лестница, по которой они взобрались. Интересна конструкция сеновала: крыша держится на жердях. Как это было устроено? Получается, что крыша поднимается вместе с подъемом стога?
Дом жилой, из трубы валит дым. На фронтоне дома — герб: два льва возле геральдического щита. Видны следы старения дома: щербатая ставня слухового окна, разбитый витраж в окне. Видимо, обитатели дома знавали лучшие времена.
К фронтону приделаны кувшины. Каково их назначение? Известно, что такие сосуды на ветру начинают гудеть. Может быть, эти кувшины использовались как сигнализаторы надвигающихся штормов или нужных для рыбаков ветров?
Жилой этаж поднят над уровнем земли метра на полтора — из-за близости воды всегда есть опасность подтопления во время паводков. Вход в дом — с крыльца под козырьком.
Протока не замерзла: кругом свежий снег, а вода блестит, есть небольшие волны. С мостков для полоскания белья свисают сосульки — недавно была оттепель. Через протоку перекинут мостик, у мостика стоит женщина с младенцем на руках. Девочка бежит навстречу отцу, который тащит что-то в ведрах.
Антисанитария ужасает. Очевидно, тогда еще не были выработаны правила устройства отхожих мест, каждый их строил по своим представлениям. И это была одна из причин высокой смертности (наряду с голодом и чумой).
Мало того, слева лежит замерзший труп лошади, который гложет собака и расклевывают вороны.
Ближе к зрителю четверо соединились в гусеницу и занимаются синхронным катанием. Слева от них еще четыре джентльмена не то катаются, не то играют во что-то. А поодаль, возле вмерзшей в водоем лодки провалился лед, в полынье купается бедолага. Ему пытаются помочь, но пока он в воде…
На лед вышли горожане в затейливой одежде, как на праздник. Мужчины — в широко раздутых штанах, женщины — в широченных юбках. Кринолинов тогда не было, вероятно, под юбкой были фижмы, турнюры и что-нибудь еще, до чего уже невозможно докопаться из-за давности лет.
Здесь же — возчик, который предлагает всем прокатиться на его нарядной повозке, запряженной украшенной лошадью.
«Катание на коньках в деревне». Река делит деревню на две части. Прямо перед зрителем — подъемный мост, который одновременно запирает заливчик. Справа за забором — ветряная мельница. Слева видно мачту баркаса, стоящего на большой воде.
На реке лед. Народ вышел позабавиться: покататься на коньках, на санках. Но не всем так легко, как хотелось бы. Дама справа сидит на подпорной стенке и разводит руками. Слева стоит ее кавалер со снятой шляпой в правой руке, как бы приглашая ее проехать к нему. Она боится встать, боится упасть.
Правее виден дом, в проеме двери которого стоит пара с ребенком. Они смотрят на бесплатное представление, которое разыгрывается на льду.
Слева от дома, прямо над водой стоит деревенский туалет типа «сортир».
Народ из заливчика стремится к большому льду, за мостиком. Все спешат и некоторые даже спотыкаются и падают. Падение не назовешь удачным: юбка на голове, зад наружу для всеобщего обозрения (между прочим, это документальное свидетельство того, что по крайней мере у части женщин в то время не было ни трусов, ни панталон).
А здесь разыгрывается драма: пара провалилась под лед. Вместе с ней барахтается в полынье еще один человек, видимо, стремившийся им помочь, но и сам провалился. На берегу — тревога нешуточная. На заднем плане видно, как дворянин со шпагой бежит навстречу простолюдину с лестницей. Справа еще один мужичок пытается что-то сделать.
«Женщина и мальчик у моста». Зима. Дорога из деревни, закрытый на замок шлагбаум. Мостик перекинут через маленький проток, ручей. Справа на заднем плане — ветряная мельница.
Женщина и мальчик возвращаются домой, но что-то привлекло их внимание внизу, в воде, они остановились и смотрят. Откуда они возвращаются? Судя по тому, что перед ней лежит утка — с охоты (может быть, купили птицу у охотников). Поодаль видны камыши и движущиеся фигуры. Кто-то катится на коньках, кто-то везет санки с поклажей.
Поодаль слева — виселица с двумя повешенными. Капитальное сооружение. Видимо, рассчитанное на неоднократное использование.
Искусствоведы сегодня насчитывают около 100 работ художника, большинство из которых посвящено зиме.
Художник был популярен при жизни. Его картины насыщены настолько, что их можно изучать до бесконечности. Он до мельчайших деталей прорисовывал дома, одежду, природу. Сегодня его картины ценны не только как художественные произведения, но и как документы эпохи, документы «Малого ледникового периода».