Исследователями установлено, что в период расцвета столицу чибча-муисков окружала массивная деревянная ограда. В каждом из углов располагались столбы красного цвета, называемые туземцами «красные руки Солнца». На вершине каждого из столбов имелись деревянные клетки, или «сиденья Солнца». В особые моменты в этих клетках помещались знатные пленники, которые отдавали по капле (в прямом смысле этого слова) свою кровь богу Суэ. Обычай, конечно, жестокий с точки зрения нынешнего века. Однако индейцы придерживались другой точки зрения. Они искренне полагали, что эта кровь угодна Суэ, и радовались медленному жертвоприношению.
Известно, что в этих краях самыми лучшими жертвами считались мальчики, которых было принято покупать у чужих племён на востоке континента. Называли этих мальчиков — гуеса, «бездомные». Такой товар был очень дорог и специфичен, поэтому торговцы не позволяли мальчишкам во время путешествия даже касаться земли без крайней нужды, предпочитая носить их на руках или плечах. Ещё бы! Ведь приобрести гуеса могли только богатые вожди, чтобы испросить затем у Суэ милости и снисхождения к своему народу. Случаи, когда правитель бывал настолько богат, что имел возможность приобрести двух и более гуеса — единичны. Во всяком случае, так утверждают учёные.
Поначалу жизнь будущих жертв была вполне приличной. Их окружали заботой и почитанием, селили в специально выстроенных храмах и всячески обхаживали. Считалось, что гуеса могли легко общаться с Солнцем и беспрепятственно передавать ему просьбы как жрецов, так и простых людей.
К пятнадцати годам гуеса достигал необходимого состояния тела и духа. Теперь Суэ призывал его к себе, чтобы испить чистой невинной крови и пополнить свое беспредельное могущество. Для индейцев наступал великий праздник, от которого зависела вся их последующая жизнь.
В этот знаменательный день тело юноши смазывали благовониями и маслами, а затем одевали в самые дорогие одежды. К священному холму жертву на руках степенно несла длинная процессия жрецов. Для церемонии выбирали солнечный, максимально безоблачный день, что по представлениям индейцев должно было самым лучшим образом сказаться на процессе жертвоприношения. Гуеса усаживали строго на восточном склоне холма, подстелив дорогой плащ. В момент восхода солнца раздавались протяжные звуки флейт и одетые в чёрное жрецы рассекали грудь жертвы. Они извлекали сердце и помещали его в священный сосуд, окропляя землю вокруг кровью.
Тело жертвы хоронили с большими почестями либо оставляли непогребённым тут же. Если спустя несколько дней жрецы сообщали, что останки не найдены, это означало, что бог Суэ благосклонно принял жертву и теперь племени будет сопутствовать удача и процветание.
Заметьте, достоверных свидетельств о том, что будущая жертва сбегала или накладывала на себя руки — нет. Как всё-таки бывает велика вера человека в выдуманные кем-то поблизости ритуалы…