В мире проживает не одна королевская династия. Существует больше десяти королевств с принцами, принцессами, свадьбами и разводами. Но такого не затухающего интереса, как к Диане, не было ни у одной королевской четы. Ни у одного человека, который мечтает о популярности. Или ее ненавидит. Диана как будто была создана не из человеческой материи. От нее ждали сенсаций. И каждое появление сенсацией и объявляли. Что приводило ее в ярость.
Она действовала на людей завораживающе. Несла ауру красоты, изящества, женственности и непредсказуемости.
Фильм снят по книге Кейт Снелл «Диана: ее последняя любовь», в которой детально рассказывается об отношениях Дианы и 36-летнего кардиохирурга Хана. Их роман стал, по свидетельству многих друзей Дианы, «любовью всей ее жизни».
После развода принцесса Диана занимается общественной деятельностью. Ее график расписан по минутам. Она публичная личность. Папарацци преследуют повсюду, как будто вокруг нее происходят невероятные события. Как будто своим появлением она вершит судьбы или совершает чрезвычайные поступки.
Кому-то публичность нравится, но Диану преследования репортеров приводят в смятение. Она смущается, нервничает, прячется и убегает. Если успевает.
Наверное, это признак психической неуравновешенности. Ведь известность всегда публична. К этому нужно быть готовой. Диана готовой не была. Оставаясь естественной и ранимой.
Наверное, это неправильно — ругаться с фотографом и отбирать камеру. Но Диана ругалась и отбирала. Можно себе вообразить, чего ей это стоило, ведь она была скромным и застенчивым человеком.
Наверное, это глупо — страдать от одиночества, когда тебя любят пять миллиардов человек. Но одного-единственного рядом нет, и Диана не находила себе места.
После развода с Чарльзом Диана зажила своей жизнью, которой у нее, как оказалось, не было. Публичность душила, навязывая бульварные сплетни, беспочвенные разговоры.
Диана посвятила себя гуманитарной миссии. Ездила по миру, защищая обездоленных. В госпитале в провинции Уамбо (Huambo) в Анголе она помогала детям, подорвавшимся на минах. Призывала общественность к гуманизму.
В фильме воссозданы картины с фотографий, на которых Диана идет по разминированному полю.
— Что такого, пройти по полю? — заявляет очевидец.
— Ничего, только вчера на таком поле подорвался волонтер, — отвечают ему.
Роман с кардиохирургом стал для Дианы глотком воздуха. Она искала встреч, пыталась видеться чаще. Но Хан избегал публичности. Он говорил, что, женившись на Диане, он «женится на всей планете». Он боялся потерять дело своей жизни — кардиохирургию, и стать медийным человеком.
К тому же его мать не дала благословения, потому что Диана разведенная и не мусульманка.
По версии книги и фильма, роман с Доди-аль-Файеда стал средством заглушить боль от разлуки с Ханом.
Кейт Снелл, автор книги «Диана: ее последняя любовь», являясь консультантом фильма, по крупицам собирала библиографический материал, который вошел в сюжет фильма.
Диана принимала все обстоятельства и была готова жить в Пакистане. Но такой жертвы Хану было не нужно. Любил ли он ее — вопрос. На который теперь никто не ответит.
В фильме много вопросов. Но в жизни и смерти Дианы их еще больше.
Для влиятельных людей не бывает невозможного.
— Если не чувствуешь запаха сада, тогда не входи в него, — говорил персидский поэт Руми в 13 веке.
Диана шла навстречу любви, и какой-то рок мешал им воссоединиться.
Ди не верила, когда ей говорили «у нас нет будущего». Она была готова бороться за него до последнего. Что, вероятно, и делала.
— Ты так далеко зашла. Без любви так далеко не заходят, — сказала ей подруга.
И один и тот же навязчивый сон через многие годы. Как будто ее подводят к пропасти и толкают.
— Главное, не кто толкает, а кто поймает, — успокаивала себя принцесса.
На фоне любви сон сохранился, но падать стало не так страшно.
Ди имела четыре мобильных телефона. С детьми видеться она могла не чаще, чем раз в пять недель. Вздрагивала она от звонка лишь с одного телефона. Почему она полюбила Хана?
Она видела, как он был одержим работой. Как жертвенно относился к делу. Ди ждала такой же самоотреченной любви, чтобы дышать ради человека. Чтобы работать ради него. Чтобы прилетать к нему отовсюду и шептать:
— Как я соскучилась.
А лучше не расставаться вовсе.
Разве мечтать об этом так зазорно? Диана мечтала о любви и любила. Была готова на жертвы, но их никто не принимал. Она металась, рвала душу, потому что без любви существовать не умела.
Принцесса осталась для людей «королевой сердец», «принцессой любви» и «послом самой доброй воли».
Фильм выйдет на экраны в декабре 2013 года. Неоднозначно зритель отнесется к истории последней любви. Слишком много сказано о предпоследней. Люди знают предтечу трагедии и понимают ее ужасную нелепость.
Почему внимание журналистов доводило принцессу до отчаяния? Где были люди, которые могли помочь ей справиться со страхами? Почему она не умела ждать и теряла надежду тогда, когда терять ее было нельзя? Почему мужество помогало ей шагать по минному полю, а совладать с папарацци не помогало?
История последней любви стала трагедией, о которой знать, скорее, не хотелось.
Не много ли напастей на голову красивой и хрупкой женщины? И никакого назидания делать не хочется, потому что непонятно, почему одним в любви везет, а другим нет.
Дело не в бедных или богатых. Диана мечтала о любви и боролась за нее. Но любовь ускользала, только показавшись. Трагедия от этого становится еще нелепее.
Диана должна была в этом августе крестить чудесного внука Джорджа. Она прекрасно украсила бы крестины 23 октября в Королевской часовне дворца Сент-Джеймс.
К чему мы это вспомнили? К выходу нового фильма, конечно. К тому, что принцессу Диану никто не забывал. Просто в ежедневной суете воспоминания о красивых людях находятся в запасниках памяти, чтобы иногда выходить наружу.
Мы вспоминаем Диану.
В сентябре 1997 года после длительных переговоров не без ее усилий была принята Конвенция о запрете противопехотных мин.
Когда звучит красивая французская музыка, мы тоже вспоминаем про леди Ди.
Когда звучат в эфире слова поэта Руми:
— Где-то между добром и злом есть сад. Я буду ждать тебя…
И слова о любви в память о ней, конечно.
Премьера фильма в России:
Премьера фильма:
Жанр: драма, мелодрама, биография.
Режиссёр: Оливер Хиршбигель
Актеры: Наоми Уоттс, Навин Эндрюс, Дуглас Ходж, Джеральдин Джеймс, Чарльз Эдвардс, Дэниэл Пайрри, Кэс Анвар, Джульет Стивенсон, Джонатан Керриган, Лоуренс Белчер