Впрочем, не стоит строить презрительную мину, мол, «Кустодиев продался большевикам». Вспомним, что большая часть картин великих художников писалась по заказу. Тот же Б. Кустодиев, думается, не только из любви к Отечеству написал портрет императора Николая II, но и получил за эту картину достойную оплату. Даже после революции, в голодное время, двое молодых ученых, профессора
Для меня эта картина была источником двух открытий. Во-первых, при подробном рассмотрении оказалось, что площадь Урицкого — это Дворцовая площадь. Неужели ее когда-то переименовали? Заглянув в энциклопедии, я обнаружил, что, в самом деле, переименовали, и не только ее. В довоенном Ленинграде не было ни Невского проспекта, ни Садовой улицы, ни Исаакиевской площади. И Литейного проспекта тоже не было. Все они получили советские имена.
Невский проспект стал улицей 25-го Октября, Исаакиевская площадь — площадью Воровского. Литейный проспект стал проспектом Володарского. А вот улица Садовая называлась улицей 3-го июля. Эта славная дата в советских учебниках истории моего времени связывалась с «расстрелом мирной демонстрации рабочих». Но из описания событий тех дней даже в советских учебниках становилось ясным, что это была первая и неудачная попытка захвата власти большевиками. Переименования коснулись не только улиц и площадей. Зимний дворец назывался дворцом Урицкого. Благо, хоть Исаакиевский собор не переименовали в Воровский. В 1944 году большей части ленинградских улиц потихоньку вернули старые названия.
Второе открытие, сделанное мною, тоже бросалось в глаза, достаточно было чуть-чуть приглядеться к картине Кустодиева. Зимний дворец, который я привык видеть голубовато-зеленоватым, с белыми колоннами, был красным! Первое, о чем подумалось: фасад в революционный цвет перекрасили пришедшие к власти большевики.
Ничего подобного! Оказалось, что окраску Зимнего дворца в терракотовый цвет утвердил в 1901 году Николай II. В тот же цвет окрасили и здание Главного штаба. Этот цвет Зимнего дворца можно разглядеть на картине П.П. Соколова-Скаля «Штурм Зимнего дворца», которая была написана в 1947 году, к тридцатой годовщине революции. Картиной этой иллюстрировали учебники истории, хотя была она совсем не исторической. Но для формирования легенды о выстреле «Авроры» и о штурме Зимнего дворца отрядами красногвардейцев это особенного значения не имело. Два или три поколения верили в эту легенду, и многие люди были шокированы, когда им начали говорить, что штурм Зимнего дворца, если это можно было назвать штурмом, происходил совсем по-другому. Сокрушение уже устоявшихся легенд всегда шокирует.
Вряд ли привычный для меня цвет окраски Зимнего дворца можно было бы отнести к легендам. Но факт, что Зимний дворец за 250 без малого лет своего существования не раз менял окраску, поразил меня не меньше, чем поразило бы какого-нибудь ветерана революции и Гражданской войны утверждение, что никакого штурма Зимнего дворца не было.
Хотя, если вдуматься, ничего удивительного в этом нет. Зимний дворец строился именно как жилище. А жилище надо периодически ремонтировать, в том числе и перекрашивать, исходя из вкусов заказчиков и архитекторов.
Строитель нынешнего здания Зимнего дворца, архитектор Б.Ф. Растрелли (1700 — 1771), завершил свою работу в 1762 году. Дворец был окрашен светло-желтой краской, а каменные резные орнаменты выделены белой известью. Эта раскраска видна на картинах, изображавших виды Санкт-Петербурга в последней четверти 18-го века. Штукатурку растреллиевских времен именно этого цвета неоднократно обнаруживали и реставраторы.
При Павле I цвет окраски дворца сохранили, только желтый цвет стал более интенсивным. С 1819 по 1829 год на противоположной стороне Дворцовой площади под руководством архитектора К.И. Росси (1775−1849) возвели величественное здание Главного штаба. Естественно, что архитектор осознавал: его постройка должна гармонировать со зданием Зимнего дворца. Поэтому по завершении постройки Главный штаб окрасили в сероватый цвет, выделив белым каменные орнаменты и колонны. Впоследствии оба здания красили единообразно. Ансамбль так ансамбль!
В 1837 году, в царствование Николая I, в Зимнем дворце случился пожар. Дворец потребовал серьезной реконструкции, которой руководил архитектор
В царствование императора Александра II колорит фасадов Зимнего дворца изменили. Дворец начали красить более плотной желтой охряной краской, не выделяя каменный декор. А в 1880-е годы, при императоре Александре III, Зимний дворец стали красить в желтый цвет. Каменные узоры и колонны опять начали выделять, но не белой, а коричневатой, терракотовой краской. Тогда же в Зимнем дворце деревянные ворота сменили на кованые металлические. Металлические ворота появились и в арке Главного штаба. В фильмах об Октябрьской революции эти ворота героически штурмуют красногвардейцы и матросы.
С воцарением Николая II было приказано окрашивать и Зимний дворец, и здание Главного штаба в терракотовый, красно-кирпичный цвет. Как раз этот цвет можно увидеть на картине Б. Кустодиева.
В таком терракотово-красном окрасе Зимний дворец пребывал до конца 1920-х годов, когда начались эксперименты по новой раскраске его фасадов. В 1927 году дворец выкрасили в серый цвет, в 1928—1930 годах — в серо-коричневую гамму. В 1934 году Зимний дворец попытались окрасить масляной краской почти оранжевого цвета. Именно такого цвета Зимний дворец изображен (правда, сверху) на картине художника В. Купцова «Самолет Максим Горький», созданной в 1935 году.
Но оказалось, что масляная краска повреждает камни фасада дворца. Поэтому в 1940-м году было принято решение об ее удалении. Но началась Великая Отечественная война, и фасад Зимнего дворца замаскировали серой краской.
В 1945—1947 годах представительная комиссия из архитекторов и строителей предложила окрашивать Зимний дворец натуральными известковыми красками: стены — в изумрудно-голубоватый цвет, колонны, карнизы и обрамление окон — в белый цвет, а лепной декор — золотистой охрой. Мое поколение запомнило Зимний дворец и Эрмитаж окрашенными именно в такие цвета, которые казались совершенно естественными и едва ли не Петром Великим придуманными.
Хотя, как говорят нам историки, фасады всех Зимних дворцов, существовавших со времен Петра I, имели желто-белую окраску различной тональности. Так что великий Растрелли ничего от себя не придумал, предложив именно так покрасить свое творение. Думается, что он прекрасно понимал, что светлые и теплые тона будут очень кстати под сумрачным небом северной столицы.