Напротив церкви через дорогу наискосок — дом, где жил Пушкин с семьёй в трудное для него время, когда Наталья Николаевна покоряла высший свет, а сам поэт был пожалован в камер-юнкеры и бился в долгах, а его «История Пугачёва» провалилась. Светлым моментом в ту пору для него были утренние прогулки в Летний сад, где он сначала читал, а потом досыпал.
За церковью над пешеходной зоной Соляного переулка нависает мрачное здание — Художественно-промышленная академия (училище барона Штиглица, бывшее Мухинское, в народе — Муха). Муха готовит высококлассных художников-дизайнеров. При академии есть уникальный музей декоративно-прикладного искусства. О богатстве музея можно судить по тому, что барон в конце XIX в. на это огромное здание потратил 1 млн. рублей, а на обустройство музея — ещё 5. Но дело, конечно, не в деньгах, а в сохраняемой красоте.
Вернувшись на ул. Пестеля, увидим вдали белую колоннаду Преображенского собора. Его хорошо видно в перспективе улицы, и мы туда не пойдём — далеко. Собор построен в честь побед над турками в 1828 г. и окружён стволами трофейных пушек, соединённых цепями. Мы свернём направо на ул. Моховую, очень типичную для Санкт-Петербурга. — 4−6-этажные дома с окнами разных размеров и форм, украшенные эркерами и балкончиками, карнизами и фронтонами, львиными головами и маскаронами. И с обязательными длинными низкими подворотнями, ведущими во дворы-колодцы.
Знаете ли вы, что Санкт-Петербург — самый демократичный город мира? Нигде больше богатые и бедные не селились бок о бок. Из-за недостатка места и неудобства передвижения (острова, всё-таки!) с самого начала город строился плотно. Усадьбы вельмож соседствовали с домами купцов и мастеровых, а с появлением доходных домов население и вовсе перемешалось. В одном доме с парадного входа на 1−2-м этажах могли жить богачи — сановники, аристократы. Выше снимали квартиры богатые купцы, адвокаты, врачи, чиновники. Ещё выше — небогатые дворяне, учителя, чиновники помельче.
А внутреннее пространство дома с окнами во дворы-колодцы занимала разношёрстная публика, распределяясь по этажам согласно социальной иерархии. В подвалах жили артели дворников, сапожников, на мансардах — бедные студенты, люмпены. Они пользовались чёрными лестницами, но когда бедные и богатые жильцы неизбежно встречались возле дома, хорошим тоном считалось здороваться друг с другом.
На Моховой находится Академия театрального искусства, которую закончили многие известные люди, например, С. Юрский, А. Фрейндлих, М. Боярский, К.Хабенский. Внутри здания — необычный театральный зал, построенный по принципу арены. В него можно попасть во время выпускных спектаклей. Академия, ещё будучи училищем, с 1929 г. выпустила из своих стен несколько десятков студий, ставших основой профессиональных театров многих городов бывшего Советского Союза.
Моховая упирается в ул. Белинского, на углу которой слева находится старинная Симеониевская церковь, построенная в 1734 г. На другом углу — новый дом, пример удачной застройки пустырей, оставшихся после войны. Рядом с домом новодел — странноватый фонтан «Новый век»: голый мальчик на тумбочке.
Перейдём мост Белинского и окажемся возле первого в России цирка, открытого в 1877 г. Тут тоже новый памятничек, но покрасивее, на цирковую тему. За цирком расположены два симметричных павильона, входящих в комплекс Инженерного замка вместе с манежем и конюшенным корпусом, тянущимися по обеим сторонам Кленовой аллеи. Посреди аллеи — бронзовый памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук». Памятник был начат при жизни Петра отцом знаменитого зодчего Растрелли. Пётр в доспехах римского императора сидит верхом на мощном коне.
Памятник удачно сочетается с тяжеловесным фасадом Инженерного замка. Замковая архитектура с 8-угольным двором внутри и рвами снаружи, шпиль без креста над церковью, оранжевый тон стен — всё это не вписывалось в традиции, как не вписался во власть и хозяин замка Павел I. Мечтая найти в замке надёжное убежище, он прожил в нём чуть больше года. Здесь он был убит, и легенда гласит, что призрак его до сих пор бродит по залам дворца.
Вот и всё. Мы обошли маленький кусочек города, всего четыре км по прямой, а сколько увидели! Теперь можно возвращаться на Невский по Садовой улице — он совсем рядом — и домой. Приятного отдыха!