Тем, кто в 1970-х годах хотел узнать, что собой представляют «новые романтики», достаточно было посетить два лондонских клуба — «У Билли» и «Блиц», в которых вовсю культивировался дух эстетского гедонизма и богемного декаданса. Недаром кумир «неоромантиков» и идол глэм-рока — Дэвид Боуи — именно в «Блице» набрал себе причудливую массовку для съёмок клипа к песне «Ashes to Ashes». Среди прикольно разодетых фриков, показанных на видео, можно увидеть и Стивена Стренджа, который торжественно вышагивал впереди экскаватора в белом балахоне рядом со своим кумиром.
Стрендж, способный сочинить для себя десятки новых образов, и стал идейным отцом и фронтмэном группы VISAGE. Правда, называть VISAGE группой было бы не совсем верно. Скорее, это был концептуальный студийный проект, призванный представить эстетику новых романтиков в музыкальном мире. VISAGE записывали диски, выпускали видеоклипы, но концертов не давали и по миру не колесили.
Плюс ко всему идеолог проекта — Стрендж — не был ни музыкантом, ни композитором, да и вокальные данные оставляли желать лучшего. Поэтому для превращения аморфной идеи в реальный продукт были экипированы музыканты, разделяющие неоромантические вкусы. А именно — желание записывать некое подобие глэм-рока, но с преобладанием не гитар, а синтезаторов.
Именно на проекте VISAGE Мидж Юр и встретился с Биллом Карри. Юр к этому времени успел поиграть во множестве групп вроде SLIK и THIN LIZZY. Карри же был участником ULTRAVOX — группы, которая к тому времени находилась практически при смерти. Её диски провалились один за другим, и лейбл Island расторг с ULTRAVOX контракт.
Поэтому в 1979 году Карри стал поигрывать в других коллективах, среди которых была и группа Гэрри Ньюмана. Именно тогда он вместе с Крисом Пейном записал нехитрый электронный инструментал под названием «Toot City». Ну, записали и забыли. Вспомнили о нём лишь во время работы над первым альбомом VISAGE, когда выяснилось, что для пластинки не хватает ещё одного трека. Карри вытащил из закромов свою инструменталку и передал в руки Миджа Юра. На все руки мастер — Юр — тут же разработал мелодическую линию и на её основе написал вполне себе «декадентский» текст с меланхоличным рефреном — «Fade to Grey» (можно перевести как «Увядаем и сереем» или «Растворяемся в сером»).
Я уже упоминал, что официальный вокалист группы — Стив Стрендж — особым слухом не обладал. Поэтому Миджу пришлось ещё и спеть песню, чтобы на окончательной записи Стрендж слушал его вокал в наушниках и копировал.
Известно, что многие неоромантические группы неровно дышали к французскому языку, который придавал их имиджу шарм и аристократичность. VISAGE, DURAN DURAN, DEPECHE MODE — всё это французские слова. Вставили французские фразы и в песню «Fade to Grey» — их зачитала студентка из Люксембурга (и по совместительству девушка одного из основателей VISAGE — Расти Игана) — Бриджитт Арекс. Правда, в клипе на песню рот открывала уже другая девушка — Джулия — на этот раз подружка Стива Стренджа.
Как бы в противовес названию песни, клип вышел, как сказали бы сейчас, «гламурным». В клипе в полной мере воплотилось кредо Стренджа — неразрывная связь музыки с визуальной составляющей. За четыре минуты фронтмэн VISAGE умудрился сменить десятки масок и образов в духе «то ли девочка, а то ли виденье» — с обилием макияжа, маникюра и боди-арта (привет Сергею Пенкину).
Сегодня песенка «Fade to Grey» звучит слишком простовато (например, мне хоральный кавер проекта GREGORIAN нравится значительно больше оригинала). Но в то время она вкупе с клипом произвела настоящий фурор. В 1981 году сингл «Fade to Grey» добрался до 8-го места в британских чартах, а также стала большим хитом в Европе.
VISAGE нежился в лучах славы недолго. Уже в 1982 году группу покинули Мидж Юр и Билл Карри, чтобы полностью отдать все силы группе ULTRAVOX. Проект VISAGE тут же закономерно «сдулся». Особенно обидным для Стренджа оказался тот факт, что при указании авторства «Fade to Grey» его имя проигнорировали (песня была записана на Карри, Пейна и Юра).
С. Стрендж:
«…пусть я даже и не написал сам текст, это же была моя идея — исполнить его на французском, так что я тоже что-то внес в создание песни! И концепция видеоклипа, получившего столько наград, тоже была моей. Я был лицом VISAGE, и при этом не имел авторства в нашем самом крупном хите!»
Как вы уже догадались, работа в VISAGE крепко сблизила Юра и Карри. Поэтому последний предложил Миджу поучаствовать в реанимации ULTRAVOX, после того, как её покинул основатель и вокалист Джон Фокс. Юр давно был поклонником последнего альбома ULTRAVOX — «System of Romance» 1978 г. — и долго не ломался.
М. Юр:
«Если бы ULTRAVOX распались до того, как я к ним пришёл, люди наверняка балдели бы от „System of Romance“ и всех тех ранних альбомов. Но я пришёл со своей не крутой попсовой идеей. И что ещё хуже — мы стали успешными. Да, мы стали чуть более попсовыми, но я до сих пор уверен, что мы сочиняли хорошие песни».
На самом деле, не приди в коллектив Юр, о раннем ULTRAVOX помнили бы разве что продвинутые меломаны. Именно, благодаря ему, выкристаллизовался классический стиль группы, где страстный вокал и осмысленные (часто мрачноватые) тексты сочетались с танцевальными электронными ритмами и запоминающимися мелодиями.
М. Юр:
«До нас электронные инструменты рассматривали как новинку, как детскую музыкальную игрушку для извлечения необычных шумов, мы сделали электронику эмоциональной и обратили ее на службу чистого искусства, привнесли в нее страсть.
…Пресса прикрепила нам этот ярлык «новых романтиков», но я думаю, что все мы того времени… старались делать «белую» европейскую танцевальную музыку. Танцевальной музыкой всегда рулили чёрнокожие, особенно американцы. И вдруг внезапно появилась массовая танцевальная музыка, не фанковая, а белые европейские парни. Фанк — это ритмические акценты, а у нас были дешёвые ритм-машины типа CR-78, с плотным неакцентированным ритмом. Это была танцевальная музыка для людей, не умевших танцевать".
Впрочем, первый большой хит ULTRAVOX не был танцевальным. Но о нём и о других хитах группы — уже в следующий раз.