Научное определение агата — «скрытокристаллическая разновидность кварца. По виду агат может быть моховой, звездчатый и пр.». Оникс — волокнистая, слоистая разновидность кварца. Сардоникс — оникс с красными, оранжевыми и черными слоями.
Тысячелетнее искусство резьбы по камню донесло до нас печати (их название — геммы) с изображениями зверей, исторических личностей, мифологических сцен. Были изделия — были коллекционеры. Коллекционером был король Митридат Шестой (63 год до н.э.), чье собрание Помпей Великий пожертвовал храму Юпитера в Риме. Если верить Плинию Старшему, первым римским коллекционером был Марк Аврелий Скаурус (претор в 56 году до н.э.).
В средние века во Франции начали коллекционировать и заказывать геммы с портретами. То же произошло и в Италии, где Венеция стала центром изготовления гемм.
Античные геммы, как и древние статуи и саркофаги, стали источником, по которому можно было восстановить символику изображений. С античных гемм делали бронзовые отливки, некоторые из них служили образцами для произведений таких великих художников, как Леонардо да Винчи и Рафаэль.
Среди коллекционеров 17 века пальму первенства историки отдают Питеру Паулю Рубенсу. Геммы стали непременным экспонатом «кабинетов коллекционеров». Их начали резать в классическом стиле. Появился рынок гемм, зачастую подделок. Подделки были настолько искусными, что часто невозможно было понять, принадлежит изделие 1 веку до нашей эры или 15 веку нашей эры.
Коллекции переходили из рук в руки, их крали и продавали, их брали в качестве военных трофеев. История некоторых гемм достаточно подробно описана и напоминает современные детективы.
Что же так привлекало коллекционеров? Что было ценного в старых геммах?
Мастера использовали фактуру камня, его узоры, его слоистость. Что получалось? Получалась камея — изделие, в котором ювелир использует вот эту самую слоистость для того, чтобы на разных уровнях вырезать задуманное. Разница в цвете слоев дает ни с чем не сравнимый эффект. Тонкость работы порождает ощущение того, что один слой наклеен на другой, хотя на самом деле это не так.
«Император Клавдий». Портрет императора Клавдия (10 г. до н.э. — 54 г. н.э.), голова в профиль слева, лавровый венок, связанный на затылке в пучок лентами, концы которых сбегают вниз до шеи. На наплечниках лат — свитки с кисточками на концах.
Вокруг горловины виден волнистый край нижней рубашки. На груди, поверх кирасы, размещен эгид — щиток с головой Горгоны. Ниже подбородка Горгоны — две связанные узлом змеи. Справа под кисточкой — символ Юпитера, голова орла. Вокруг основного профиля — пояс орнамента с полуовалами.
Художник вырезал венок из коричневого слоя, эгид — из темно-коричневого, лицо, тело и одежду — белого, копье — белого. У овала верхний пояс — коричневый, нижний — белый. Камея наклеена на окрашенное стекло и поставлена в золоченую медную рамку.
Камея была сломана, 11 осколков соединили как мозаику. Была утрачена только задняя часть шеи императора и ленточка, которые реставраторам пришлось сделать из гипса. Как пишут, это самая крупная камея, на которой изображено только одно лицо.
«Венера и Амур». Амур — сын Венеры. Но он был рожден не от Гефеста, которому Зевс отдал в жены Венеру. Отцом проказливого мальчугана был Марс (или Арес, что одно и то же). Судя по всем изображениям, мать очень любила своего сына, который не повзрослел, он остался ребенком. Кстати, его мамочка тоже не старела, она всегда оставалась молодой. Да и трудно представить себе богиню любви древней старухой. Или даже пожилой женщиной.
Привычно видеть Венеру и Амура обнаженными полностью. Здесь они прикрыты, и это связано с влиянием католической церкви, которая в какой-то период своей истории осуждала изображение голого тела.
«Афина». Афина изображена в доспехах. Скорее всего, камея повторяла либо скульптуру, либо картину.
Афина — дочь Зевса, покровительница искусства и ткачества, богиня мудрости, богиня победы. Ее символами были сова и оливковые ветви. В правой руке богини — короткое копье, на голове — шлем с венком из дубовых веток, поверх заколотой на правом плече туники — эгид с изображением Горгоны (этот щиток Персей дал Афине в благодарность за помощь в борьбе с Горгоной). В левой руке Афины — щит со стилизованным изображением Зевса с распростертыми орлиными крыльями, густой бородой и венком. На плечи богини спадают вьющиеся локоны, на лице — обворожительная улыбка, совершенно несвойственная ее положению богини.
«Афина Парфянская». Камея повторяет скульптуру Фидия. Оригинал статуи был утрачен, но несколько римских копий сохранились в Италии, Франции и в Греции. Афина изображена в ее роскошном шлеме с греческим сфинксом посредине, грифоном и крылатыми конями сбоку.
На ее груди — эгид с Горгоной, в ушах — серьги, на шее — жемчуг, где-то сзади — копье. Она больше похожа не на воительницу, а на соблазнительную девушку, нарядившуюся Афиной.
«Камея Гонзага». Правители древнего Египта — Птолемей Второй и его жена Арсиноя. Идентификация портретов — длительная детективная история. Приключения самой камеи — не менее интересная история.
На Птолемее — шлем с венком из лавровых листьев, на шлеме поверху — белый декоративный гребень, принадлежность шлема. У Арсинои шлема нет, но венок есть. Два профиля, оба вырезаны из белого слоя. Арсиноя изображена блондинкой, у Птолемея — белые курчавые бакенбарды. Где-то сзади вырезана голова Фобоса, чуть ниже — голова Горгоны.
Камеи использовались и в качестве элемента различного рода изделий. Как пример — корона Жозефины Шведской, в ней несколько камей, закрепленных в короне.
У агата множество разновидностей, оттенков, рисунков. Это привлекало мастеров. Резали они не только маленькие изделия. Пример — чаша из агата высотой 29 см, сделанная немецким ювелиром Динглингером (1664−1731).
Сегодня можно заказать и получить камеи с фотографии, с разными сюжетами и стилем исполнения (классический, викторианский, модерн). Мастера пользуются современной техникой резки и тиражирования, изделия на потоке.
Агат, оникс, сардоникс… Камни — те же, но что-то неуловимое, что было в старинных камеях, исчезает…