Питерская конка. Как она возникла и развивалась?

Реклама
Грандмастер

В начале своего существования Питер был городом маленьким, для перевозки людей вполне было достаточно извозчиков. А у кого денег на извозчика нет, будьте любезны — пешочком. Однако город Питер рос и рос очень быстро. А улицы, хоть и были широкими, всех желающих по ним проехать скоро бы не смогли пропустить…

Объем пассажироперевозок рос во второй половине XIX-го века так быстро, что одними лишь извозчиками его было бы не удовлетворить. Для удовлетворения этих потребностей появился новый вид уличного транспорта — конно-железная дорога, она же «конка», предок нашего современного трамвая.

С 1860 года конка начала грузовые перевозки, а с 1863 года началась уже и перевозка пассажиров. Первую линию проложили, конечно, по Невскому проспекту. Она шла от Московского (нынче) вокзала до стрелки Васильевского острова (поскольку Дворцовый мост — детище XX века, шла она через Неву по плашкоутному предку Дворцового моста). Кроме этой линии и одновременно с ней вошли в эксплуатацию еще две линии, одна — от Никольской площади по Садовой улице до Невского, а другая — от Адмиралтейства, мимо Исаакиевского собора, по Конногвардейскому бульвару — и, через Николаевский мост, на 6-ю линию Васильевского острова.

Реклама

У петербуржцев конка пользовалась огромным успехом, и, развивая этот успех, она начала развиваться, распространяясь по всему городу.

К концу XIX века линии конки проходили по всем главным магистралям города. Большинство этих линий были однопутными с разъездами примерно каждый километр-полтора (за исключением самых главных магистралей, которые с самого начала делали двухпутными). Колец, подобных кольцам трамвая, тогда не было — просто рельсы заканчивались, вагон останавливался, лошадей отпрягали и припрягали с другого конца, чтобы ехать в обратную сторону. В конку запрягали двух лошадей, которые ее тащили. На сложных местах прямо на ходу припрягали дополнительную пристяжную лошадь, которая помогала тащить вагончики, скажем, на подъемах на мосты. Стрелки на путях переключали стрелочники, пристяжных лошадей перегоняли и припрягали тоже работники компании.

Реклама

Скорость вагонов была около 8 км/ч, но по тем временам ее хватало.

Вагоны для конки были двух типов: одноэтажные и двухэтажные (или вагоны с империалом). Проезд на империале (крыше вагона, приспособленной для проезда пассажиров) стоил дешевле (алтын, или 3 коп.) проезда внутри вагона (5 коп.).

Хотя должен признаться, я на той конке не ездил. Даже моя прабабушка тогда еще не родилась, сужу я об этом строго по документам и книжкам о той поре. И про московскую конку написано, что в ней цена сильно менялась и к уровню «пятачок-алтын» пришла далеко не сразу, а вначале, пока конка была модной игрушкой, равнялась 10−15 копейкам. Прошу всех не забывать, что тогдашние копейки стоили во много-много раз дороже даже нынешних рублей.

Реклама

Как и у нынешних трамваев, интервал движения вагонов конки составлял от 10−15 минут до получаса.

Для обслуживания вагонов конки строились коночные парки. Первый из них был построен на Лиговке, потом появлялись все новые и новые. Часть из них в наше время стали трамвайными парками.

По мере развития техники конку пытались потеснить паровики и электрические трамваи. Однако у конки был договор с думой города, обеспечивающий ей право монополии на пассажирские перевозки.

Поэтому, хотя первые электрические трамваи в городе прошли испытания еще 1880 году, первая линия электрического трамвая была построена только в 1895 году. Причем — по льду Невы, положить ее по улицам города не позволял договор, предоставлявший конке монополию перевозок пассажиров.

Реклама

Впрочем, это только немного затянуло конец конки. Когда коночная компания перешла в собственность города, в самом конце XIX века, сразу начались проработки замены конок на трамваи. При этом если конка имела узкую колею, то трамваи сразу делали на стандартную в России железнодорожную колею — 1524 мм, а пути трамваев сразу же делали двухпутными.

Очень незначительно, но для перевозок в городе «конкой» использовалась и паровая тяга. Были построены линии пассажирских паровиков по Большому Сампсониевскому и 2-му Муринскому, кроме этого — от Московского вокзала (Николаевского) до села Рыбацкого по нынешнему проспекту Обуховской обороны, т. е. вдоль реки Невы. Еще была построена линия вдоль набережной Лиговского канала (ныне засыпанного).

После победы электричества над паром и лошадьми маленькие паровозики «пароконки» стояли в парках. Еще раз поработать им выпало в блокаду Ленинграда: когда трамваи встали из-за отсутствия электричества, на них возили боеприпасы и раненых.

А что до трамваев… Трамваи Питера — это совсем другая история.

Реклама