В этом же году одной своей молодой коллегой я была не просто удивлена, а, можно сказать, шокирована. На августовское совещание она умудрилась прийти в открытом пляжном комбинезоне и сланцах.
Можно в наших школах увидеть учителей в мини-юбках и в платьях с глубоким декольте, можно наблюдать бриджи и даже шорты. Есть учителя, не знающие меры в украшениях и макияже, так что детям есть чем развлечься на уроках. Мужчин в школе мало, но и они в наше время редко приходят на работу в костюмах, чаще в джинсах и свитерах, которые иногда не меняют месяцами. Эта неразбериха в одежде и полное отсутствие вкуса и меры у некоторых моих коллег и даёт пищу для размышлений на тему: «Нужен ли учителю дресс-код?»
Как известно, в этом учебном году законодательно во всех общеобразовательных заведениях России введена школьная форма. Большинство родителей отнеслось к этому решению положительно, хотя есть и те, кто выступает против форменной одежды школьников, и главным у них является как раз тот аргумент, что «пусть тогда вводят форму и для учителей, а то ходят, в чём попало».
Отчасти я с ними согласна. Почему отчасти? Потому что не обязательно вводить форменную одежду педагогам, но обязательно надо законодательно ввести в уставы общеобразовательных учреждений разумные ограничения по ношению одежды учителями. А если будут ограничения, то тогда и учитель будет приходить на работу не в летнем сарафане, открывающем полспины и грудь, а в блузе или платье, не привлекающем к себе оживленного внимания.
Интересна история учительского костюма. В дореволюционной России преподавателями были в основном мужчины, и для них была обязательна форменная одежда. В женских гимназиях, где преподавали женщины, тоже, оказывается, было форменное платье. В советской школе формы не было, но было негласное правило: учитель должен был быть образцом в одежде. Я помню, что мои учителя всегда одевались скромно, но со вкусом.
По сообщению «Российской газеты», во многих странах для педагогов и сегодня существует дресс-код. В Турции, например, к внешнему виду преподавателя относятся очень серьёзно. «В одном из стамбульских лицеев среди многочисленных пунктов в трудовом договоре школьного учителя есть упоминание о соблюдении определенного стиля в одежде. Так, на урок нельзя приходить в джинсах, коротких юбках, а также в одежде без рукавов и с декольте». Ограничений на цвет одежды нет, можно носить и украшения, но в меру.
В Германии дресс-кода нет, но руководство строго следит за внешним видом учителя и вольностей в одежде не позволяет никому.
В школах Южной Кореи тоже нет формальных правил, но «роль строгого цензора с большим успехом выполняют общественное мнение и конфуцианские традиции», так что педагога в джинсах или шортах в этой стране увидеть невозможно.
Во многих профессиях к одежде есть определённые требования. Парикмахеры, продавцы, врачи… — многие представители разных профессий имеют форму. Что же касается педагогов, то здесь всё пущено на самотек, нет никаких требований и даже рекомендаций, нет чётко обозначенных рамок, которых стоит придерживаться.
Правильно и красиво одеваться — это искусство. К сожалению, не все владеют этим искусством, поэтому необходимо подсказать педагогам, как лучше выбирать одежду для работы.