Портреты ученого-гуманиста Эразма Роттердамского выполнены в разной манере. Первый (черный мел, бумага), сделанный в 1520 году, не содержит никаких признаков рода занятий. Можно сказать, «домашний» портрет.
В гравюре все выглядит суше, официальнее: в руках перо и чернильница, рядом на столике книги. На картуше надпись на латыни «Изображение Эразма Роттердамского, выполненное Альбрехтом Дюрером, очерчивает живой образ». Далее — надпись на греческом как намек на то, что Эразм преподавал греческий язык. Отдельной строчкой римскими цифрами обозначена дата создания гравюры — 1526 год.
Обе работы абсолютно серьезны, ни намека на игривость. Таково большинство произведений Альбрехта. Но есть среди них и несколько другие. Одно из таких — «Танцующая крестьянская пара».
На первый взгляд ничего особенного, танцуют и танцуют. Мужичок такой развеселый, он не просто танцует, он еще и поет. И позиция у него: руки в стороны — душа нараспашку. На нем разорванная на локте одежка, обувка с дырками на пальцах. Его кинжал — в ножнах с отвалившимся концом. Одним словом — бродяжка.
Она — с хитроватым выражением лица. На ее поясе — сумка и связка ключей. На ней белье с кружевной окантовкой.
Скорее всего, это супружеская пара. Он — гуляка и выпивоха, она — рачительная хозяйка. Он уже почти у самого дна. Она еще с интересом смотрит вокруг, а ее хитроватые глазки как бы что-то обещают. А может быть, это уже разговор с любовником?
Еще одна гравюра называется «Совершенно неподходящая пара», хотя точнее было бы — «Свидание с проституткой». Он и она сидят где-то около запруды: на заднем плане большая река, за спинами — запруда с плотиной. За плотиной на холмах виден городок.
Молодая женщина и староватый мужчина. У него на лице — вопрос, у нее сомнение. Она одета как горожанка, с претензией на изыск (шляпка, длинное платье). Он выглядит по-крестьянски, шляпу бросил на землю, коня привязал к дереву. Признак ее профессии — высоко поднятая грудь, аж вываливается из корсажа.
Говорящая деталь — их руки. Он что-то достает из кошелька, а она с нетерпением подставляет открытую ладонь, а во второй руке — ее кошелек наготове!
Еще гравюра — дама на лошади и пехотинец.
На этой гравюре есть пейзаж: невысокие горы, город, озеро. Действие как бы происходит на берегу. Возможно, что пехотинец находится на службе в лагере. Он кого-то охраняет (возможно, своего вассала) с алебардой и саблей. Человек он явно небогатый — слишком простенькое на нем одеяние.
Она — явно знатная дама (роскошное страусиное перо на шляпе). Возможно, что он — из охраны ее мужа.
Они только что встретились. Их руки говорят о том, что они — любовники: она гладит его по плечу, он придерживает ее за локоть. Не очень ясно, будет продолжение у этой сцены или нет: конь бьет копытом, у нее на лице написано сожаление. Куда устремлен ее взгляд? Уж не на гульфик ли?
Между прочим, гульфик говорит о полной боевой готовности этого бойца. Может быть, именно этот момент вызывает у дамы сожаление об упущенной возможности?
«Дюреру можно удивляться ещё и в другом отношении, ибо чего только не может он выразить в одном цвете, то есть чёрными штрихами! Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстаёт перед взором зрителя не одной только своею гранью». (Эразм Роттердамский, «О правильном произношении в греческом и латинском языках»)
Вот и весь секрет успеха художника: многочисленные подробности, тень, свет, блеск, выступы и углубления.