Слово это вызывает в памяти Римскую империю, один из самых успешных имперских проектов в истории человечества. Проект этот просуществовал почти две тысячи лет и скончался только после Первой мировой войны, когда с карты исчезли Российская и Османская империи, дальние отголоски некогда могучего Рима-Византии. Многие профессиональные историки (а еще более историки непрофессиональные) подверстывают сюда и 70 лет существования СССР, пытавшегося возродить имперские принципы на основе новой идеологии. Тут уже закипают споры, как правило, бестолковые, поскольку ведутся они по принципу «нравится — не нравится». В таких спорах весь пар уходит в эмоции. Ведь никто из спорящих не пытается для начала определить предмет спора.
Что же такое империя?
Само слово происходит от латинского глагола «imperare», «командовать», и от должности «императора», то есть «повелителя». Эта должность существовала еще в республиканском Риме. Так называли верховного главнокомандующего, которого назначали на время тяжелого военного положения. Полномочия у него были диктаторские. Все его приказы должны были выполняться беспрекословно во время войны и не обсуждаться после, когда война сменялась миром.
Здесь римляне учли греческий опыт. На время войны греческие полисы назначали военачальников, стратегов. Однако после достижения победы воспрянувшие духом демократы засуживали стратегов за проявленную в военное время тиранию. В лучшем случае вчерашнего героя разоряли, в худшем — казнили.
Так что Юлий Цезарь (Gaius Iulius Caesar) (100 до н. э. — 44 до н. э.) ничего особенно нового не придумал, когда назвал себя «императором». Должность имелась, положение можно было назвать чрезвычайным. Добро пожаловать, император.
Первым императором в понятном нам смысле стал преемник Цезаря, усыновленный им племянник, Октавиан Август (Gaius Iulius Caesar Augustus)(63 г. до н. э. — 14). Именно в его время и при его непосредственном участии появились законы и средства, обеспечившие империи длительное существование. Именно тогда стали очевидными основные принципы существования любой империи.
Вот эти принципы:
1. Интернационализм. Империя объединяет большое количество разных народов, проживающих на обширной территории. На территории империи действуют единые законы, имеет хождение одна валюта и один язык. Национальные особенности в империи никого не интересуют, если только они не вступают в противоречие с имперской идеей. С другой стороны, они не являются ограничением при продвижении в имперской иерархии.
В качестве примера можно привести первую из известных нам империй, Аккадскую. Эта империя возникла в Месопотамии в 24 веке до н.э. Она объединила народы, жившие на пространстве от Персидского залива до Средиземного моря. Эти народы принадлежали к разным этносам и даже говорили на совсем разных языках: аккадском и шумерском. Созданию империи это не помешало. Имперским языком был аккадский, а языком науки и культуры — шумерский. Говорили по-аккадски, а писали по-шумерски, клинописью.
Еще более разительный пример — Китай. На огромной — в половину Азии — территории империи какие только народы не проживали! О едином государственном языке тут даже речи не было. Диалекты китайского языка и поныне — фактически разные языки. Имперские чиновники ездили по управляемым ими провинциям с переводчиками. Поэтому объединяла весь этот конгломерат письменность. Не фонетическая, а иероглифическая, она была понятна любому грамотею империи.
А на территории Римской империи дружно сожительствовали латинский и греческий языки. После завоеваний Александра Македонского греческий язык стал международным от Испании до Индии. Трудно представить сейчас, что в Самарканде, Хорезме и Герате когда-то большинство населения говорило на греческом!
2. Имперская идея может формулироваться по-разному, но суть ее всегда сводится к одному: удержание и эксплуатация провинций, а также приобретение новых территорий. Бывало, что империя объявляла себя покровителем той или иной религии (например, Российская империя — православия, Оттоманская — мусульманства, Австро-Венгрия — католичества). Однако войны велись чаще всего не по идеологическим мотивам, а с целями более приземленными, но оттого и более важными.
Поэтому если какое-то государство вдруг объявляет себя империей, ближним (да и дальним) соседям стоит задуматься. И не важно, объявляет ли себя императором Петр I в 1721 году, Вильгельм I в 1871 или Жан-Бедель Бокасса в 1976. Империя без захватов жить не может. Лишенная территорий, она скукоживается и умирает, как это произошло с Византией в 1453 году.
3. Поскольку основа богатства империи — территориальные захваты, в любой империи армия находится на особом положении. Военным достается львиная доля военной добычи. Военные делают самую эффектную карьеру. И чаще всего именно у них наибольший шанс занять высшую ступень на лестнице государственной иерархии. Именно бывшие полководцы становились императорами и в Западной, и в Восточной Римских империях.
4. А поскольку армия — очень жесткая иерархическая структура, подобная же структура устанавливается и в самой империи. Император совершенно серьезно считается воплощением бога на земле и главным воинским начальником. Его резиденция — в столице, куда стекаются все богатства, благодаря чему столичный город становится самым большим и самым богатым городом в империи, ее своеобразной витриной. Или, если угодно, выставкой достижений имперского хозяйства. Конечно, первый китайский император Цинь Шихуанди (259−210 гг. до н. э.) еще мог позволить себе колесить по городам своей империи, как бы перевозя столицу за собой, но обычно личность владыки освящала столицу своим присутствием.
Естественно, что провинциальные города обязаны были быть меньше столицы и по размеру, и по блеску. Сюда из столицы назначали наместников и спускали приказы. Наместникам прощалось многое, практически все. Наказывали их только за неумение выколотить доходы из подвластной территории, да за неподавление восстаний или вторжений.
5. Столь жесткую иерархическую структуру должна была, в свою очередь обслуживать, армия чиновников, численность которых была сравнима с численностью солдат. Иной раз чиновники, особенно высокого ранга, требовали к себе не меньшего уважения и не меньшего жалованья, чем военные. К чиновникам условно можно причислить и полицейские силы, чьей обязанностью было соблюдение порядка на местах и недопущение бунтов.
А вот теперь, определившись с принципами организации империи, попробуем в качестве упражнения ответить на несколько часто возникающих вопросов.
1. Правильно ли называть СССР империей?
Да, все пять вышеперечисленных принципов выполняются. Так что Советский Союз можно гордо именовать советской империей. Впрочем, есть ли повод для гордости? Об этом чуть ниже.
2. Можно ли называть империей США?
Нет, нельзя. Во-первых, отсутствует имперская идея: оттяпать у соседа кусочек. Соответственно, нет огромной армии и никакого почитания военных не наблюдается. Работа как работа. Даже не слишком доходная. Отсутствует и чрезмерная централизация. Столица — не самый большой и не самый блистательный город страны.
Кстати, по тем же причинам нельзя называть империей и ФРГ. Если же говорить о «третьем рейхе», то и у него перспективы были бы плачевные. Даже в случае победы (которая, строго говоря, была невозможна по многим причинам). Ведь нацистская партия держала твердый курс на создание мононационального государства. Рано или поздно ради имперского принципа пришлось бы записывать в арийцы кого ни попадя. Впрочем, это разговоры на тему «что было бы, если бы…», которых история, как наука не признает.
3. Если выпало в империи родиться?
Поэт И. Бродский прав, «глухая провинция у моря» обычно жила лучше, чем столица. Вообще уровень жизни рядового человека в империи совсем не коррелировал и не коррелирует с могуществом этой самой империи. Это по поводу материальной основы гордости гражданина империи.
В самом центре нынешнего Рима, у подножия холма Аракоэли (Ara Coeli) находится археологический памятник — остатки многоквартирного дома времен Римской империи (2 век н.э.). Дом этот хорошо сохранился и дает представление о том, в каких жилищах селились не самые богатые жители самого богатого города тогдашнего мира. Уровень бытовых удобств в этом доме, конечно, минимальный. Зимой в квартирах было холодно. Не мудрено, что римляне предпочитали в доме только ночевать, а дни проводили среди сограждан, на улицах и площадях. В поисках, так сказать, хлеба и зрелищ.