Хорошо он писал, ярко, красиво. Над его картинами как бы не надо задумываться. Казалось бы. А что на самом деле?
Возьмем для начала самую невинную картинку под названием «Счастливые случайности качания на качелях». Молодой человек лежит на земле. Перед ним — девушка на качелях, которая запустила свою туфельку в воздух.
Качели раскачивает садовник, стоящий позади качелей (о его профессии говорят грабли, которые лежат перед ним).
Над кавалером — статуя Амура, который приложил палец ко рту. Он как бы подает сигнал молчания. На постаменте — сцена вакханалии.
Почему молодой человек оказался в такой позе? Почему девушка запустила туфельку в воздух? Почему у садовника на лице ироническая улыбка? Ему такое видеть не впервой? Наконец, почему Амур приложил палец к губам? Кому он подает знак молчания? Где состоялась эта встреча — у него в саду или у нее? И последнее: что же увидел молодой человек?
Варианты ответов…
Молодой человек упал в кусты. Он стоял перед качелями, они его толкнули, чего он не ожидал. Поэтому он оказался в такой позе.
Туфель оказался в воздухе, потому что девушка решила раскачаться и сделала для этого резкое движение ногой.
Садовник такое видел неоднократно. Видимо, юноша пришел к девушке в гости, они пошли развлекаться на качели, где садовник в это время занимался своими делами. Когда они пришли, она попросила его раскачать, поэтому он бросил свой инструмент.
Амур тоже такое видел не первый раз — и все с разными молодыми людьми. Поэтому о любви не может быть и речи, поэтому он закрыл себе рот пальцем.
Что же мог увидеть юноша, изрядно взволнованный открывшейся ему картинкой? Здесь назревает очередной вопрос: а у женщин в те времена были трусики или нет? Я склоняюсь к мысли, что именно в этот момент их не было. Поэтому юноша совершенно обалдел.
В чем и состоит счастливая случайность.
Еще одна картина, наводящая на размышления: любовная победа.
Здесь разыгрывается драма: она получила его письмо, пришла в назначенное место, он лезет через забор, но им кто-то мешает — они оба настороженно смотрят в одну сторону, а она жестом показывает ему: «Будь осторожен!»
Казалось бы, ну что тут особенного: он уговорил, она согласилась. Но почему он лезет через ограду? Ему что, запретили появляться в доме из-за репутации? Или он слишком беден для дамы сердца? Или она замужем?
А что с его стороны — есть что-то серьезное или это очередное приключение?
Кажется, ответ на этот вопрос дает статуя Венеры: она отобрала у Амура колчан со стрелами, а его самого бросила на землю (он еще не успел приземлиться, летит).
Или вот еще такая, казалось бы, невинная картинка. Девочка играет с собачкой — ну что тут такого?
Но если присмотреться, то все это выглядит, мягко говоря, странно. Странно потому, что на девочке нет трусиков.
Ну и озорник этот художник!
Вот тебе и радостный воспеватель любви! Ай да Фрагонар! Как отмечают критики, он писал полотна «беззастенчиво эротического содержания». Лучше не скажешь.