Как группа KRAFTWERK записала хиты про роботов, велогонку и музыку без остановки?

Реклама
Грандмастер

Прошлый раз мы остановились на втором ударном хите KRAFTWERK из альбома 1978 г. Хит этот прекрасно знали даже за «железным занавесом».

«The Robots» (1978)

Конечно, речь идёт о песне «The Robots», где я, по-моему, первый раз услышал тот самый механический голос, пропущенный через вокодер. Забавляло и то, что этим голосом герой песни — робот — пропевал целую фразу на ломанном русском:

Реклама
«Я твой слуга, я твой работник». Хотя, по справедливости, её стоило бы спеть по-чешски, ведь слово «робот» придумал никто иной, как фантаст Карел Чапек.

Русская строчка была также напечатана на конверте альбома, а название пластинки дублировалось на четырех языках — немецком, английском, французском и русском. Сама обложка была решена в духе советского конструктивизма 1920-х годов.

Надо сказать, что имидж музыкантов к тому времени заметно поменялся — в соответствии с концепцией, конечно. Никаких тебе джинсов и длинных косм. Мы видим перед собой нечто вроде аккуратных инженеров с гладкими причёсками, которые одеты в одинаковые красные рубашки с чёрными галстуками.

Реклама

Говорят, в 1977 году на концерте группы SUICIDE «крафтвёкеры» даже чуть было не огребли за свой внешний вид. Лидер SUICIDE Алан Верг, заметив четырёх «неформально» одетых чистюль-клерков, кинулся на чужаков с кулаками. Но крик: «Это сами KRAFTWERK!» тут же остановил свирепого рокера.

На сцене музыканты тоже выглядели неразличимо — четыре статичные фигуры, весь концерт вращающие ручки на своих пультах. Кто есть кто, можно было узнать только по светящимся табличкам с именами.

Когда пресса стала сравнивать их с куклами и роботами, музыканты не обиделись, а напротив — использовали это для своих концептуальных игр. Они изготовили четыре манекена с копиями своих лиц и возили с собой на презентации и концерты. Однажды, они до смерти перепугали французских таможенников, когда те обнаружили в их багаже четыре гроба с куклами.

Реклама

Более жестоко пошутили музыканты над французскими СМИ. Когда журналисты заявились на презентацию альбома «The Man Machine», их ждали накрытые столы с яствами и… четыре манекена у стенки для «общения». Когда сами музыканты так и не появились, пришедшие рассвирепели так, что порвали на манекенах всю одежду в клочья.

«Computer World» (1981)

В 1981 году группа выпускает альбом, который без преувеличения можно назвать пророческим.
Одноименная песня «Computer World», как видно из названия, описывает мир, в котором всем заправляют компьютеры. В оригинальной немецкой версии песни — «Computerwelt» — описывается будущее, в котором нет место личным секретам. Благодаря компьютерам все наши данные становятся открытыми для

Реклама
«Интерпола и Дойче Банка, ФБР и Скотланд-Ярда, налоговой службы и Криминальной полиции». Хотя в те времена никто ещё и не помышлял о мировой сети Интернет, описанное будущее успели застать и сами музыканты.

Интересно, что в английской версии песни текст корректнее. Строчек о том, что «Старший брат следит за тобой» там нет, а остается только упоминание о том, что компьютеры — это средства для связи, бизнеса, путешествий и развлечений.

Компьютер является и героем песни «Computer Love». Это яркий пример специфической лирики KRAFTWERK. Здесь они вновь хитроумно каламбурят в фразе «For a data date», которую можно понять и как «чтобы назначить свидание», и как «для разделения данных»

Реклама
(компьютерный сленг).

Как можно догадаться по названию, речь идёт об одиноком человеке, который вместо живой возлюбленной общается с текстом на экране. Вполне знакомая по нынешним временам ситуация, не правда ли? В 1989 г. эту тему компьютера, как имитатора общения, углубит и расширит Кейт Буш в песне «Deeper Understanding» (правда, там уже через компьютер будет обращаться чуть ли не сам Господь Бог).

Пророчески звучит и такая песня как «Home Computer» («Домашний компьютер»). Хотя сама группа говорила, что в 1981 году и помыслить не могла о том, что компьютеры будут стоять в обычных домах также, как телевизоры — по крайней мере, в ближайшем будущем.

Единственной песней, тема которой явно устарела, является «Pocket Calculator». Однако в моём детстве карманные калькуляторы были такой же новомодной штукой, как какие-нибудь современные айфоны и смартофоны. Помню, как двоечники, вооружённые таким девайсом, в один миг превращались на уроках в настоящих математиков.

Реклама

Правда, KRAFTWERK поют о более хитроумных калькуляторах, которые могли разнотоново пищать, а набранный писк можно было записать и воспроизвести (что-то вроде функции «Синтезатор мелодий» на мобильных телефонах). Отсюда и строчка: «Я музыкант с калькулятором в руках». Подобное «музицирование» на калькуляторе мы можем услышать и в самой песне.

«Tour De France» (1983), «Musique Non-Stop» (1986)

В 1982 году музыканты приступили к записи очередного альбома. Но на его пути встало увлечение Хюттера и Шнайдера велоспортом. Ударник KRAFTWERK Карл Бартос даже говорил, что именно одержимость Ральфа и Флориана велосипедами стала одной из причин его ухода из группы.

К страстным велосипедистам-электронщикам тут же обратились французы, и попросили их написать композицию к юбилею известной велогонки «Тур де Франс». На этот раз музыканты не ломались, и уже в 1983 году вышел сингл «Tour De France». Эта мелодия так часто звучала в спортивных передачах, что вы, наверняка, её слышали.

Реклама

А вот нового альбома пришлось ждать целых три года. Сначала Хюттер попал на своём велосипеде в аварию и проломил череп. Когда музыкант оправился, технологии ушли далеко вперёд, и песни надо было в срочном порядке модифицировать.

То же касалось и видеоклипа к песне «Musique Non-Stop», который сделала американка Ребекка Аллен на основе программ лицевой анимации. В 1983 году он смотрелся круто, а вот к моменту выхода альбома — в 1986 году — устарел, и его пришлось редактировать.

Многострадальная пластинка «Electric Cafe» стала последним полноценным альбомом KRAFTWERK. Говорят, что самим музыкантам он не нравился, да и продажи были сравнительно низки. Не знаю, как там у них, а у нас в старших классах школы альбом постоянно перезаписывался с одной магнитофонной кассеты на другую. Во многом этому способствовала мода на брейк-данс, для которого роботизированные и ритмичные композиции «Electric Cafe» подходили как нельзя лучше.

Реклама

Самой популярной мелодией для брейка, безусловно, стала «Musique Non-Stop» («Музыка без остановки»), где группа, по-моему, впервые задействовала женский вокал. Женщина пела фразу по-английски, а вокодерный мужской голос вторил ей на французском.

Женские голоса мы можем слышать и в других песнях. Например, в отличной «The Telephone Call», повествующей о безуспешной попытке дозвониться и сопровождаемой голосами телефонисток, гудками и ностальгическим звуком вращения телефонного диска. Или в одной из лучших, как по мне, песен — «Sex Object», направленной против дегуманизации половых отношений и восприятия партнёра как просто вещи для секса. Звучит эта композиция с нехарактерной для KRAFTWERK драматичностью и симфонизмом, а спел её не Хюттер (как обычно), а ударник Бартос.

Реклама

На этом альбоме поступательная история KRAFTWERK закончилась, и начались смутные времена, прерываемые лишь редкими выпусками новых песен. Но группа давно уже вписала своё имя в «золотой фонд» поп-музыки, а билеты на их эпизодические концерты до сих пор разметаются под чистую.

Реклама