Со временем она получила новое звучание и осмысление в форме «Любовь спасет мир». Сами эти нравственно-философские понятия — многомерны и объемны, а потому, думается, что в рамках данной небольшой статьи они не нуждаются в дополнительных разъяснениях.
Кроме того, надо принять во внимание и то обстоятельство, что, по нашему мнению, понятия эти еще и очень субъективны, для каждого индивидуума наполнены своим смыслом.
Нет необходимости говорить здесь о любви в нашем понимании между мужчиной и женщиной, о любви к своим близким, ибо тема эта никого новизной не поражала и не поразит, а вот о любви чужого к чужому поговорить хочется, поскольку уж очень редко стали мы о такой любви говорить, а тем более — ее понимать…
Поговорить же хочется в рамках отдельного художественного произведения А. Лиханова «Голгофа» (1982 г.).
В указанном произведении тем поднято немало, но одной из них, по нашему мнению, ведущей является тема страдания и искупления. Именно так, а не тема преступления и наказания, как у
Будучи признанным невиновным по закону, он посчитал случившееся своей неизбывной виной, крестом, который должен был нести всю свою оставшуюся жизнь…
И он нес этот крест, невзирая на непонимание и неприязнь к нему со стороны лиц пострадавших, нес с терпением и покаянием, даже без надежды на прощение детей, лишившихся матери. И этим спасся от мук душевных, а затем и прощен ими был.
Поразительно верны и справедливы слова о любви, которая мир спасет, из этого произведения. «Вот говорят: любовь, любовь. Конечно, любовь все держит. Но не та любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине, а любовь человека к человеку. Это — высшее». Именно эту любовь автор считает высшей и настоящей.
При этом автор, думается, нашел и настоящий для его времени вариант выживания в мире, который и сформулировал следующим образом: «Но чтобы выжить, надо другому помочь, вот какое дело. Не себе кусок урвать, а другому протянуть. Тогда и выживешь. Вот какой закон. Странный вроде, непонятный тому, у кого души нет, но зато кто душу сохранил — тому очень даже понятный».
А может, это не единственный вариант в наше время, может, есть и другие? Наверное, и есть. Живут же и по другим принципам, с другой моралью. Кто знает, какая любовь спасет мир, а может, он и в спасении уже не нуждается, ибо множество людей научились жить другими принципами и идеями, другой моралью. Возможно, и мира уже того нет, который в спасении нуждался и о котором писал