Да, конечно, он много пытался сделать для страны, для ее армии и флота, но считать его основателем всего этого, по меньшей мере, опрометчиво, а порой и просто безграмотно! Давайте обратимся к истокам (ну или, по крайней мере, к очень далеким и старым источникам). Начнем с Черного моря. В древности одним из его названий было «Русское море». «А Дънепрь вътечеть в Понтьское море трьми жерелы, еже море словеть Руськое…» (Повести временных лет). Причем название это фигурирует в источниках, уже начиная с 6 века! (Еще один удар по норманистской теории?!) Само собой, это происходит из-за активного мореплавания по нему наших предков!
Арабский географ Ибн Хордадбех в 9 веке пишет:
Но это только упоминание названия моря, а что же с флотом? А с ним тоже все в порядке: «На восьмой год царствования Фоки (примерно 626 год н.э.) вступил на престол Ираклий по выбору всех князей и народа. Вся сила греческого царства была унижена и сокращена, и многократно сокрушена персами и „скифами, кои суть русские“… Все море вокруг города наполнилось вражескими лодочками; каждая из них выдолблена была из одного цельного дерева и на их варварском языке называлась „моноксвило“»
Обвинять автора в предвзятости смешно, но слово «моноксвило» — чисто греческое. Означает оно «однодревка», из одного, цельного дерева сделанная. Что же касается пренебрежительного «лодочка», то либо это действительно пренебрежение, либо выверты переводчика. Слово ладья (лодья), собственно, и понимается как большая лодка! И вмещали такие ладьи человек по 40. Для справки: одна из каравелл Колумба, «Пинта», вмещала именно 40 человек, а лодочкой ее еще никто не отважился называть!
Это строки из византийского документа «Осада Константинополя скифами, кои суть русские, и поход императора Ираклия в Персию». По описанию тех же византийцев, славян в том сражении было более 20000. Даже если только половина из них пришла на кораблях, то это уже не очень маленькая флотилия!
Про хрестоматийное нападение князя Олега на Константинополь умолчать тоже вряд ли можно. Про количество 2000 кораблей, упоминаемое в «Повести временных лет», умолчим, но приведем другую цитату: «И заповЂда Олегъ дань даяти на 100, 200 корабль…». что тоже малым флотом назвать нельзя! Добавлю только, что и до, и после Олега на Константинополь нападали славяне-русы. Из наиболее известных имен в истории звучат князь Аскольд, князь Игорь, князь Святослав. Это только те, про кого явно и неоднозначно написано и в византийских, и в русских документах. Естественно, нападать на хорошо укрепленный город без флота — дело гиблое, поэтому у всех перечисленных князей были целые флотилии. Не все нападения, правда, прошли успешно, но мы ведь и не об этом сейчас говорим, а о наличии флота как такового.
Начиная с князя Владимира, на Черном море со стороны славян наблюдается некое затишье. Новый всплеск мореходства приходится уже на 16−17 века. Это еще до Петра! Казацкие суда под красивым названием «чайки» уверенно бороздили воды бывшего «Русского моря». И это при том, что выхода к морю, вроде бы, и не было. Кстати, Петр сам пользовался этими судами при взятии Азова и находил их великолепными.
На севере нашей страны тоже не обходились без судоходства. С летописным описанием, правда, здесь похуже, но про плавания купцов новгородских все-таки сведения есть. Остались записи в договорах Ганзы от 1192 года, регулирующие торговые отношения Новгорода и немецких городов. Торговые пути при этом были почти исключительно морскими, что без флота невозможно.
Ну и, наконец, флот поморов. Да, это рыболовецкий и торговый флот, но это флот. Его история, в отличие от черноморского, не прерывалась никогда. История мореходства на северных морях уходит еще к рассвету новгородской республики. То, что могли делать русские суда в «студеных» морях, не мог никто! Архипелаг Шпицберген очень долго носил исключительно русское название Грумант. А знаменитый полярный исследователь Ф. Нансен при создании своего корабля для полярных исследований копировал чертежи именно поморских судов, которые созданы с таким расчетом, чтобы их не затерло льдами.
В общем и целом заслуг Петра I в оснащении русских армии и флота никто отрицать не станет, но и забывать свои истоки тоже не следует. И до великого реформатора народ в дикости не прозябал, и корабли строили, и сражались не хуже соседей. Одно плохо в родном Отечестве — свою историю не чтят и не любят. Чужую — пожалуйста, а свою — ни-ни. Наверное, поэтому никто и не может иногда сказать, где же оно находилось — «Русское море»? Или что такое (или кто такой) Грумант?