Кабинет, шкаф, клозет... Что нужно коллекционеру?

Реклама
Грандмастер

В Лондоне, в королевской коллекции (Royal Collection Trust) есть картина Франса Франкена (Frans Francken, 1581−1642) «Кабинет коллекционера». Нет в этом полотне ничего особо привлекательного, интересен текст, сопровождающий творение художника…

«Это собрание (имеется в виду коллекция, изображенная на картине — Б.Р.) включает пейзаж Joos de Momper (1564−1635); натюрморт с обычной обеденной сервировкой и маленькую картину «Бегство в Египет. Ночь». Еще картина: Блаженный Августин пытается постичь идею Троицы. Рисунки — два этюда Микельанджело для потолка Сикстинской капеллы и эскиз Рафаэля «Мадонна с жемчужиной» (Прадо, Мадрид).

На полотне присутствуют чучела рыб и природные диковинки — раковины, камни. Здесь есть и письма, вероятно, посвященные обмену ученых мнениями. Экзотическое оружие напоминает о путешествиях и торговле, так же как и кучка римских монет и чаша с современными монетами…

Реклама

В арке справа: вдали разрушают церковь, ближе к зрителю — ослиноголовые фанаты с дубинами разбивают предметы, символизирующие образование, науку, искусство и физическое совершенство (в частности, теннисные ракетки с мячами — Б.Р.).

По Вану Мандеру (Carel van Mander — современник Рубенса — поэт, писатель и художник из Западной Фландрии; Б.Р.) символ невежества — человек с ослиной головой. Эпизод, описанный здесь, напоминает о двух исторических событиях: иконоборчество (разрушение икон, принесенное протестантизмом в 1566 году) и «испанскую ярость» (разграбление Антверпена в 1576 году).

На одной из монет есть имена инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта, которые правили Нидерландами во время двенадцатилетней войны (1609−1621); это как символ мудрости правителей, которые позволяли процветать интересу к наукам и держали невежество в страхе.

Реклама

Франс Франкен Младший был наиболее известным из Антверпенской династии художников. Он учился у своего отца, Франса Франкена Старшего (1542−1616), вступил в гильдию в Антверпене в 1605 году. Его картины были посвящены религии и истории. Он стал основоположником жанра «кабинетной живописи», представленного этой картиной.

Английский теоретик натуральной философии Френсис Бэкон (1561−1626) в 1595 году рекомендовал каждому образованному человеку иметь большую красивую комнату, где помещались бы сделанные искусной рукой человека (с применением машин или без) произведения, отразившие особенности материала, форму, движение, свойства и комбинации предметов, а также живые организмы, которые можно сохранить. Все это должно быть классифицировано и включено в коллекцию. (Бекон, Gesta Grayorum)". (Авторизованный пер. с англ. — Борис Рохленко)

Реклама

В этом тексте самое примечательное — рекомендация Френсиса Бэкона. Собиратели произведений искусства и редкостей были во все времена. Но коллекционирование как вид интеллектуальной деятельности впервые получило философское обоснование: «У каждого образованного человека должен быть кабинет для коллекции, потому что каждый предмет может пробудить жажду к познанию».

Были зажиточные люди, которые могли себе позволить и комнату, и коллекцию. Но постулат стал призывом: образованный человек должен!

С развитием образования росла потребность в произведениях искусства, которые можно разместить на маленьком пространстве. Это и вызвало расцвет «кабинетной живописи».

Слово искусствоведам:

Реклама
«Кабинетная картина — это маленькая картина, обычно не больше шестидесяти сантиметров в длину и ширину, как правило — много меньше. Термин обычно применяется для полотен, на которых изображены полноразмерные фигуры в малом масштабе (в противоположность картинам большего размера) с хорошо прописанными деталями. С 15 столетия и позже богатые коллекционеры размещали их в кабинетах, относительно маленьких и уютных комнатах (обычно очень маленьких, даже если они были в очень больших домах), которые были доступны только близким.

Термин «кабинетная живопись» не используется сейчас так часто, как это было в 19 веке, но остается в лексике искусствоведов". (Авторизованный пер. с англ. — Борис Рохленко)

А ответ на вопрос «Что нужно коллекционеру: комнату, шкаф или клозет?» звучит так: можно и то, и другое, и третье. Дело в том, что слова cabinet и closet переводятся одинаково — шкаф или комната.

Реклама